Основные особенности финансового менеджмента коммерческого банка
Коммерческий банк является активным элементом рыночной экономики.
Главное назначение банка состоит в том, чтобы аккумулировать денежные средства и предоставлять их в кредит.
Основной функцией коммерческого банка является посредничество между кредиторами и заёмщиками.
Функции банковского менеджмента
Финансовый менеджмент Управление персоналом
1. Управление активами и пассивами 1. Администрирование системы
2. Управление ликвидностью организации и оплаты труда
3. Управление собственным капиталом 2. Организация подбора и расстановки
4. Управление заёмным капиталом персонала
5. Управление банковскими рисками 3. Организация системы подготовки
6. Управление кредитным портфелем персонала
7. Организация внутрибанковского контроля
Система банковского менеджмента, направленная на разработку управляющих воздействий, может быть представлена следующим образом:
Программирование деятельности банка - формирование целевой программы деятельности банка.
Планирование деятельности банка - разработка перечня количественных (критических) параметров, которые должны соответствовать программным целям кредитной организации. Критические параметры банка (размер собственного капитала, достаточность собственного капитала, допустимые параметры изменения во времени портфеля активных и пассивных операций, структура активных и пассивных операций, мультипликативный эффект собственного капитала банка и т.д.), которые должны изменяться на интервале планирования деятельности.
Информационно-аналитическое обеспечение, основой которого являются первичные документы, регистрирующие конкретную операцию или сделку с банковской клиентурой.
Экономика и финансы - обоснование заданных нормативных ограничений на параметры деятельности банка и контроль за чрезвычайными факторами, которые могут привести к отклонению от заданной целевой программы, а также оценка степени выполнения программы банка.
Технология - разработка функционально-технологической документации, которая отражает потребности внешней среды (клиентуры банка), а также связь разработанной функционально-технологической документации с действующим регламентом банковских операций и услуг.
6. Маркетинг - выявление потребностей внешней среды и мониторинг ее изменении.
7. Контрольно-административная деятельность, которая включает в себя обслуживание процессов оперативного сопровождения управляющих воздействий.
8. Экспертиза и консультации - экспертиза, консультации и сопровождение направлений, связанных с управляющими воздействиями внешней среды.
9. Обеспечение - материально-техническое и кадровое обеспечение.
10. "Паблик-рилейшнз - информационно-исследовательское обеспечение, реклама и продвижение схемы "банковский проект - клиент" на рынок.
В то же время, банковская деятельность будет малоэффективной без учёта специфических финансовых рисков и соответствующего риск-менеджмента.
Прежде всего необходимо провести анализ банковских рисков, который состоит из нескольких этапов:
1) описание состава банковской документации, требующей защиты, а также задействованных аппаратных средств и обслуживающего персонала с соответствующими допусками к банковским секретам;
2) определение уязвимых мест по каждому элементу защищаемой системы;
3) оценка вероятности реализации угроз;
4) оценка ожидаемых размеров потерь;
5) анализ существующих методов и средств защиты;
6) оценка оптимальности предлагаемых защитных мер.
Окончательный анализ риска выливается в стратегический план обеспечения безопасности, с разбивкой защищаемой информации по категориям:
а) конфиденциальная информация, доступ к которой строго ограничен;
б) открытая информация, доступ посторонних лиц к которой не связан с материальными и другими потерями.
Наиболее распространёнными угрозами безопасности являются:
1) несанкционированный доступ, который заключается в получении пользователем доступа к объекту, на который нет разрешения;
2)"взлом системы" - то есть умышленное проникновение в систему (основную нагрузку защиты в этих случаях несёт программа входа;
3)"маскарад" - то есть выполнение каких-либо действий одним пользователем банковской системы от имени другого;
4) вирусные программы – то есть воздействие на систему специально созданными программами, которые сбивают процесс обработки информации, искажают её и т.д.
Меры защиты банковской системы:
а) защита аппаратуры и носителей информации от повреждения, похищения или уничтожения;
б) защита информационных ресурсов от несанкционированного использования;
в) защита тех же объектов от несанкционированного доступа;