Анализа бюджета России
Таблица 1 Доли национальных и субнациональных бюджетов в общем объеме расходов в 2001—2002 гг., %
Сейчас по закону "О милиции", региональные и местные власти могут дополнительно выделять стражам порядка деньги из своего бюджета. В результате правоохранители только на 61% (197,3 млрд. руб. в 2007 году) финансируются из федерального центра, а остальные 39% (127 млрд. руб.) дают субъекты РФ. Опыт крупных федераций (например, Канады и США) показывает, что полиция должна финансироваться из местных бюджетов, поскольку уровень преступности и безопасность на дорогах – это конкурентное преимущество региона, региональные власти заинтересованы в том, чтобы их улучшать. Некоторые российские регионы идут по "американскому" пути. Например, в Пермском крае создано министерство общественной безопасности, однако его возможности ограничены из-за недостатка финансирования. Как бы то ни было, решив финансировать милицию централизованно, Россия пошла по своему особому пути.
За последние годы наибольшим темпом возрастали бюджетные доходы, связанные с добычей и экспортом полезных ископаемых (налог на добычу полезных ископаемых, экспортные пошлины на нефть и др.). В частности, в 2008 году федеральный бюджет России на 50 % сформирован нефтегазовыми доходами (в 2006 году доля нефтегазовых доходов составила свыше половины, в 2003 году — лишь четверть в общей массе поступлений).
В расходах за последние 5 лет наибольшим темпом возрастали межбюджетные трансферты (в связи с урезанием собственных доходов региональных и муниципальных бюджетов и перераспределением этих средств через федеральный центр и в связи с перечислением средств в Пенсионный фонд РФ для покрытия его дефицита), а также траты на государственное управление и безопасность. Частично это объясняется увеличением госаппарата (в 2005, согласно данным Росстата, количество госслужащих увеличилось на 11 % или на 143 тыс. чел.) Относительно снижались расходы на дорожное строительство, экономическое развитие, а также процентные расходы (то есть обслуживание внешнего долга).
В 2007 году был впервые сформирован так называемый "трехлетний" бюджет на 2008 — 2010 гг. 24 июля 2007 года был подписан Федеральный закон № 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов". Он содержал основные характеристики бюджетов последующих трех лет.
В частности, в законе указывались следующие прогнозируемые характеристики федерального бюджета:
1) 2008
Доходы — 6644,4 млрд. руб.
Расходы — 6570,3 млрд. руб.
2) 2009
Доходы — 7465,4 млрд. руб.
Расходы — 7451,2 млрд. руб.
3) 2010
Доходы — 8090,0 млрд. руб.
Расходы — 8090,0 млрд. руб.
3 марта 2008 года был принят Федеральный закон № 19-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов"", изменяющий в сторону увеличения доходы и расходы бюджета:
1) 2008
Доходы — 8056,9 млрд. руб. (▲ 21,2%)
Расходы — 6901,6 млрд. руб. (▲ 5%)
2) 2009
Доходы — 8706,1 млрд. руб. (▲ 16,6%)
Расходы — 8282,8 млрд. руб. (▲ 11,2%)
3) 2010
Доходы — 9408,2 млрд. руб. (▲ 16,3%)