Стратегическое, долгосрочное и краткосрочное финансовое планирование
планирование текущей и оперативной организационно-аналитической работы в подразделениях предприятия.
Некоторые рекомендации по возможному содержанию планируемых мероприятий.
Выбирая миссию предприятия, необходимо стремиться к новизне намечаемого бизнеса, чтобы иметь ощутимые отличия данного предприятия от других в регионе. Только после этого следует определять стратегию и тактику становления и развития своего дела. Тут же следует укрупнённо определить масштабы вероятных финансовых потребностей.
Следует помнить, что наиболее эффективной организационно-правовой формой предприятия в настоящее время считается акционерное общество.
При разработке маркетинговой стратегии следует планировать исследование таких показателей, как:
а) ожидаемое развитие своего региона и отраслей экономики в нём;
б) существующий уровень производства товаров, аналогичных намечаемым к выпуску данным предприятием;
в) категории потребителей намечаемой продукции;
г) наличие и особенности работы предприятий-конкурентов на данном товарном рынке.
Ценовую политику рекомендуется формировать для достижения следующих целей:
1) максимизация рентабельности продаж (то есть отношения прибыли от реализации к полной себестоимости продукции);
2) максимизация рентабельности использования всех активов предприятия (Прибыль, делённая на Активы);
3) обеспечение постоянного роста объёмов выпуска и продажи товарной продукции.
Необходимо всегда помнить, что цены продаж зависят от спроса на продукцию, и это во многом зависит от её качества.
Финансовая стратегия должна быть разработана по следующим основным направлениям:
а) предварительный финансовый анализ ожидаемой по прогнозу финансовой эффективности всех намечаемых видов деятельности;
б) разработка рациональной (оптимальной) налоговой политики;
в) формирование принципов эффективного управления собственным, привлечённым и заёмным капиталом.
При разработке инвестиционной стратегии в целях постоянного развития и совершенствования материально-технической и технологической базы предприятия целесообразно предусмотреть:
1) планомерное использование достижений научно-технического прогресса;
2) отбор и реализацию наиболее эффективных и долгосрочных по своей полезной жизни инвестиционных проектов;
3) умелое построение взаимоотношений предприятия с органами власти и управления с целью получения необходимой государственной поддержки планов и проектов предприятия;
4) ориентир на передовые, эффективные методы формирования и использования инвестиционного капитала, в первую очередь акционерного капитала и лизинга.
В части риск-менеджмента финансовая стратегия должна предусматривать:
а) постоянный мониторинг изменений рыночной ситуации и своевременную (при необходимости) корректировку стратегии развития предприятия;
б) разностороннюю оценку факторов, негативно влияющих на реализацию стратегического развития предприятия;
в) умелое применение известных методов управления предпринимательскими и чисто финансовыми рисками.
Разработку среднесрочных и краткосрочных финансовых планов целесообразно начинать с анализа и оценки фактических тенденций (трендов) реализации стратегических и долгосрочных планов. На этой основе следует прогнозировать возможное развитие предприятия в ближайшие годы с учётом ожидаемых изменений внешнего окружения бизнеса предприятия. Из этого будут вытекать планы объёмов продаж продукции и затрат на её производство и реализацию.