Финансовая стратегия как часть общей финансовой политики организации
Как известно, целью разработки финансовой политики предприятия является построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей его деятельности.
Стратегическими задачами разработки финансовой политики предприятия являются:
максимизация прибыли предприятия;
оптимизация структуры капитала предприятия и обеспечение его финансовой устойчивости;
достижение прозрачности финансово-экономического состояния предприятия для собственников (участников, учредителей), инвесторов, кредиторов;
обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;
создание эффективного механизма управления предприятием;
использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств.
К основным направлением разработки стратегических методов управления финансами предприятия относятся:
анализ финансово-экономического состояния предприятия;
разработка учётной и налоговой политики;
выработка кредитной политики предприятия;
управление оборотными активами, кредиторской и дебиторской задолженностью;
управление издержками, включая выбор амортизационной политики;
выбор дивидендной политики.
Основными видами финансово-экономического анализа являются:
а) обобщённый финансово-экономический анализ на основе документов бухгалтерской и статистической отчётности (практически проводится только по стоимостным показателям);
б) технико-экономический анализ, доводящий анализ до каждого рабочего места и до каждого фактора влияния на конечные результаты;
в) функционально-стоимостной анализ, главной целью которого является сопоставление возможного увеличения цен на продукцию за счёт её совершенствования и дополнительных затрат на это.
При определении учётной политики у предприятия существует выбор, касающийся методов списания сырья и материалов в производство, вариантов списания малоценных и быстроизнашивающихся предметов, методов оценки незавершенного производства, возможности применения ускоренной амортизации, вариантов формирования страховых и резервных фондов.
Наибольший эффект оптимизация учётной политики даёт на этапе маркетинговых исследований и планирования новых товаров и технологий.
В целях выработки кредитной политики предприятия рекомендуется провести анализ структуры пассива баланса (источников финансирования деятельности) и уровня соотношения собственных и заёмных средств.
Должны быть просчитаны разные варианты.
В отдельных случаях целесообразно брать кредиты даже при достаточности собственных средств, так как рентабельность собственного капитала повышается за счёт снижения налогового давления на заёмный капитал.
Принимая решение о привлечении заёмного капитала необходимо составить платёжный план их возврата и выбрать банк с наиболее приемлемыми условиями кредитования.
Необходимо просчитать целесообразность получения вексельного кредита банка.
Краткосрочное финансирование необходимо рассмотреть с участием ценных бумаг.
Управление оборотными активами необходимо строить с учётом риска превышения объёма кредиторской задолженности над стоимостью текущих активов предприятия.
Всегда нужно помнить о возможности решения в установленном порядке вопроса о реструктуризации задолженности по платежам в госбюджет и государственные внебюджетные фонды.
В целях управления издержками рекомендуется использовать данные технико-экономического анализа. При этом необходимо организовать раздельный управленческий учёт переменных, постоянных и смешанных затрат.
При выборе амортизационной политики следует помнить и при целесообразности применять метод ускоренной амортизации, увеличивая себестоимость продукции с целью замены устаревшего оборудования на более современное, эффективное.
Дивидендная политика предприятия (акционерного общества) должна быть нацелена на рост курса акций.
При разработке и реализации финансовой стратегии предприятия необходимо учесть все основные факторы, которые влияют на этот процесс:
1) объём платёжеспособного спроса на продукцию (работы, услуги) предприятия;
2) надёжность поставщиков сырья, материалов и оборудования;
3) прогрессивность уровня технологических решений для целей избираемой стратегии;
4) существующий и перспективный уровень конкуренции на данном товарном рынке;
5) возможность установления внешнеэкономических связей и выхода на международный рынок;
6) возможности обеспечения намечаемого бизнеса необходимой земельной площадью;
7) существующие и перспективные возможности транспортных связей предприятия с внешним миром;
8) наличие, состояние и перспективы развития коммунальной и финансовой инфраструктуры предприятия.
Главной целью выстраивания финансовой стратегии развития предприятия является разработка такой модели его развития, которая затем легла бы в основу долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного планирования и управления стратегическими и тактическими параметрами этой стратегии.