Реформирование обязательного медицинского страхования в России
Структура органов управления обязательным медицинским страхованием аналогична структуре органов управления здравоохранения в системе органов государственной власти России, построенной на принципах федерализма. Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, ежегодно утверждаемая Правительством Российской Федерации, содержит виды и объемы медицинской помощи. Она является основой для утверждения территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи, содержащих территориальные программы обязательного медицинского страхования. Это соответствует конституционному положению о нахождении вопросов здравоохранения в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Поэтому проводить изменения организационной структуры системы обязательного медицинского страхования на данном этапе нецелесообразно.
Доминирующим принципом формирования обязательного медицинского страхования должна стать сбалансированность доходов и расходов. Введение же страховых принципов мобилизации ресурсов на нужды отрасли не должно сопровождаться сокращением поступления финансовых средств из других источников, в первую очередь из бюджетов всех уровней.
Таким образом, в настоящее время необходимо провести модернизацию ОМС, сконцентрировав основные усилия на достижении сбалансированности ресурсов и обязательств системы, а также создать условия и предпосылки реформирования здравоохранения.
В целях стабилизации законодательной базы обязательного медицинского страхования необходимо в форме основных положений об обязательном медицинском страховании закрепить в законе те правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, которые касаются конституционных принципов обязательного медицинского страхования и содержатся в ряде постановлений и определений Конституционного Суда Российской Федерации. Так в частности, положение о том, что обязательное медицинское страхование является конституционной гарантией бесплатной медицинской помощи, положение о том, что уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование - это конституционная обязанность, положение о том, что страховыми взносами на обязательное медицинское страхование обеспечиваются частные и публичные интересы, и так далее. Целесообразно также применение понятия - "финансовые обременения", выработанное Конституционным Судом Российской Федерации для таких используемых в обязательном медицинском страховании и конституционно различаемых, но имеющих ряд общих черт институтов, как страховые взносы, налоги и сборы. Это позволит законодательно закрепить особый характер и целевое назначение страховых взносов, а, вместе с тем, и особую, страховую, природу средств на бесплатную медицинскую помощь.
Стабилизации правоприменительной практики в сфере обязательного медицинского страхования должно также способствовать восполнение пробелов в законодательстве, которые определены судебной практиковало обязательному медицинскому страхованию.
Подобная юридическая техника была достаточно успешно использована законодателем, в частности, в Налоговом кодексе Российской Федерации, позволив стабилизировать как общие положения, о налогах и сборах, так и правоприменительную практику в данной сфере.
Целью модернизации ОМС является создание устойчивой финансовой основы для оказания населению бесплатной медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
· обеспечение сбалансированности доходов системы ОМС и ее обязательств по предоставлению гарантированной медицинской помощи застрахованным гражданам;