Структура и особенности разработки генерального бюджета
= Прямые затраты материалов в планируемом периоде + Прямые
затраты труда в планируемом периоде + Накладные расходы
за планируемый период
Из приведенных формул следует, что к настоящему моменту имеются все данные, необходимые для составления бюджета себестоимости реализованной продукции.
Разработка бюджета административных, маркетинговых, коммерческих и других периодических расходов.
Информацией для планирования послужили сведения об ожидаемой величине накладных расходов.
Все рассмотренные виды затрат являются постоянными, не зависящими от объемов производства.
Разработка плана прибылей и убытков.
Составление операционного бюджета завершается подготовкой плана прибылей и убытков (табл. 1.4)
Таблица 1.4
Прогноз прибылей и убытков
№ строки |
Показатели |
Источник информации |
Сумма, тыс. руб. |
1 |
Выручка от продаж | ||
2 |
Себестоимость | ||
3 |
Валовая прибыль | ||
4 |
Операционные расходы: затраты на конструирование и моделирование затраты на маркетинг коммерческие затраты затраты отдела работы с клиентами административные затраты Итого операционных затрат | ||
5 |
Прибыль от основной деятельности |
В составление финансового бюджета входят следующие этапы.
1. Разработка бюджета денежных средств.
При создании этого бюджета информация из плана прибылей и убытков анализируется с точки зрения реального выбытия и поступления денежных средств. Данный анализ предполагает знание условий погашения кредиторской задолженности, а также порядка работы с дебиторами.
Чтобы составить бюджет получения денежных средств, необходимо бюджет продаж детализировать по месяцам.
Помимо получения денежных средств от продаж и оплаты закупок материалов, бюджетом денежных средств должны быть учтены все другие источники поступления наличных и безналичных денег и направления их расходования.
Расходная часть бюджета формируется из выплаты заработной платы, уплаты налогов, расходов на приобретение новых активов, например основных средств.
Второй этап - разработка прогнозируемого баланса предприятия.
Прогнозируемый баланс предприятия на конец планируемого периода строится на основе баланса на начало периода с учетом предполагаемых изменений каждой статьи баланса. Для определения изменения в статьях баланса используется информация, содержащаяся в плане прибылей и убытков и бюджете денежных средств в соответствии с формулой:
Сальдо на конец периода = Сальдо на начало периода + Начисления (из плана прибылей и убытков) + Поступления (из бюджета денежных средств) - Выплаты (из бюджета денежных средств)
Сальдо конечное по счетам «касса», «расчетный счет» в соответствии с бюджетом денежных средств составляет 135 584 руб.
Дебиторская задолженность на конец периода определяется по формуле:
Дебиторская задолженность на конец периода = Дебиторская
задолженность на начало периода + Стоимость отгруженной,
но не оплаченной продукции - Поступления денежных средств
за ранее отгруженную продукцию
Составлением прогнозируемого баланса заканчивается работа над генеральным бюджетом и начинается его предварительный анализ. Если в результате составления бюджета выявятся проблемы, вызванные принятием того или иного курса действий, то руководство предприятия начинает всю плановую работу заново. Так, может быть изменена кредитная политика предприятия в отношении покупателей: введена скидка за быструю оплату счета или изменены условия предоставления отсрочки платежа.