Порядок определения стоимости бизнеса организации
Оценка бизнеса – это не просто оценка имущественного комплекса предприятия, а оценка доходности этого комплекса.
Бизнес предприятия оценивается с точки зрения его полезности и эффективности в условиях сложившегося равновесия спроса и предложения на продукцию, выпускаемую данным предприятием, и прогноза изменений этого равновесия в перспективе.
Оценка бизнеса – это комплексная оценка рыночной стоимости имущества предприятия и его будущей доходности в сравнении с аналогичными предприятиями данного профиля.
В сложившейся рыночной экономике существует множество методов оценки бизнеса. Среди них:
а) метод среднеарифметического или средневзвешенного чистого дохода предприятия за истекший ряд лет с прогнозом изменения этого показателя в течение будущего расчётного периода (метод трендовой прямой);
б) метод дисконтирования будущих доходов на текущую дату оценки;
в) метод сравнения сопоставимых компаний-аналогов (по региону, отрасли, виду продукции или услуг, степени диверсификации общей деятельности, стадии жизненного цикла предприятия-аналога, размерам хозяйственного оборота, финансовым характеристикам состояния).
Наибольшее использование имеет метод дисконтирования.
Основные этапы применения этого метода:
1) анализ и прогнозирование будущих доходов;
2) анализ и прогнозирование расходов;
3) анализ и прогнозирование инвестиций в развитие бизнеса;
4) расчёт чистого дисконтированного потока (ЧДП) для каждого прогнозируемого года;
5) выбор ставки дисконта;
6) расчёт текущей стоимости будущих денежных потоков в прогнозный и постпрогнозный периоды.
Самый главный расчётный период – это ближайшие 3 – 5 лет. На этот период расчёты должны быть достаточно точными.
Прогнозы составляются в трёх вариантах: пессимистический, реалистический и оптимистический.
Средневзвешенная доходность по трём вариантам рассчитывается по формуле:
Е = (А+4m+В) / 6, где:
А – наиболее пессимистическая оценка;
m – наиболее вероятная оценка;
В – наиболее оптимистическая оценка.
Затем делается анализ и прогноз расходов, необходимых для достижения расчётного уровня Е.
При этом рост постоянных издержек и переменных затрат рассчитывается отдельно.
Величина амортизационных отчислений рассчитывается исходя из стоимости наличного основного капитала и прогноза будущих капиталовложений.
На основе анализа уровня управления компанией и планов сбыта продукции определяются административные расходы и расходы на продажу.
На основе планов привлечения долгосрочного заёмного капитала рассчитываются суммы по процентам за кредиты.
Затем определяется сумма налогов, которые будет платить предприятие.
В результате получается чистый доход за каждый год прогнозного периода.
Важным этапом этого метода оценки является инвестиционный анализ, в который входят:
а) определение излишка или недостатка чистого оборотного капитала предприятия (излишек увеличивает стоимость компании, а недостаток уменьшает, так как он должен быть восполнен);
б) анализ капиталовложений с целью замены и увеличения стоимости основного капитала по мере его износа и при расширении производственных возможностей;
в) расчёт изменения (увеличения или уменьшения) долгосрочной задолженности.
Ставка дисконта в этом варианте оценки бизнеса определяется по формуле:
R = E*(I+G) /P0 + G, где:
E – прибыль за каждый год деятельности;
G – ожидаемый темп прироста прибыли;
P0 – текущая цена акции предприятия.
Данный метод оценки считается наиболее обоснованным и приемлемым для применения на практике, хотя спрогнозировать развитие рыночной среды в будущем достаточно сложно, так как:
Существует значительная инфляция, что во многом может исказить и ретроспективные показатели предприятия, и прогнозы его будущего развития;
В характере деятельности предприятия и в рыночной конъюнктуре в целом сейчас происходят очень большие, подчас кардинальные изменения;
В настоящее время практически отсутствует достаточно полная и достоверная статистическая информация о деятельности предприятий и отраслей;
Явно не хватает высококвалифицированных кадров, могущих грамотно осуществить комплексную оценку бизнеса предприятия.