Анализ действующего механизма управления доходами городского бюджета
Рассмотрим доходы, которые учитываются при определении межбюджетных трансфертов. В соответствии со ст .64 Бюджетного Кодекса Украины доходы городского бюджета, которые учитываются при определении межбюджетных трансфертов, формируются за счет 75% общего поступления подоходного налога с граждан, платы за торговый патент на некоторые виды предпринимательской деятельности, единого налога на предпринимательскую деятельность, а также ряда других платежей, поступающих в доход городского бюджета.
Объем указанных доходов городского бюджета определен Министерством финансов Украины путем применения индекса относительной налогоспособности, который составил 1,6944 и определенного исходя из отчетных данных за 2006 – 2008 гг. о фактическом поступлении налогов, сборов (обязательных платежей) с учетом потерь закрепленных доходов в связи с предоставлением льгот плательщикам налогов согласно решений городского совета, а также прогнозного объема доходов сводного бюджета Украины.
В составе доходов бюджета подоходный налог с граждан составляет наибольший удельный вес и определен в сумме 67938,6 тыс. грн. исходя из действующего законодательства и прогнозируемого планово-экономическим управлением фонда оплаты труда на 2003 год в сумме 378624,7 тыс. грн. При этом прогнозное увеличение фонда оплаты труда против фактического показателя за 2009 год составит 6,8% и 8,1% по сравнению с фактически достигнутым фондом оплаты труда в 2008 году. Средняя зарплата по городу в 2003 году должна увеличиться на 6,3% против фактического уровня за 2008 год и на 3,2% по сравнению с фактическим показателем за 2009 год.
Доходы городского бюджета, которые не учитываются при определении межбюджетных трансфертов определены на 2003 год в сумме 12413,3 тыс. грн, исходя из фактических поступлений данных платежей за 2006 – 2008 годы, фактического поступления за 2009 год и предусмотренного Законом Украины «О Государственном бюджете на 2003 год» порядка их зачисления в 2003 году.
Состав этих доходов следующий: местные налоги и сборы – 2581,8 тыс. грн.; плата за землю – 7337,0 тыс. грн.; налог на прибыль предприятий коммунальной собственности – 2029,1 тыс. грн.; другие доходы – 465,4 тыс. грн.
Сумма местных налогов и сборов, прогнозируемая к мобилизации в бюджет города в 2003 году, состоит из поступлений по 8-ми видам налогов и определена на основе действующего законодательства и аналитической оценки их поступлений в предыдущие периоды.
Налог на прибыль коммунальных предприятий запланирован исходя из фактического поступления за 2009 год и нормативов отчислений в доход местного бюджета. Объем поступлений платы за землю на 2003 год определен на основе действующего законодательства и исходя из фактических поступлений за 2009 год. Прогнозные поступления платы за землю на 2003 год в городской бюджет составляет 7337,0 тыс. грн.
Доходы специального фонда городского бюджета на 2003 год исчислены в сумме 7199,7 тыс. грн., в том числе:
1. Поступления в бюджет развития городского бюджета составляют 3506,0 тыс. грн.: поступления от отчуждения имущества, которое находится в коммунальной собственности – 590,0 тыс. грн., 90% средств от продажи земельных участков несельскохозяйственного назначения, которые находятся в государственной собственности – 936,0 тыс. грн., поступления дивидендов, начисленных на акции хозяйственных обществ, имеющиеся в собственности соответствующей территориальной громады - 10,0 тыс. грн., передача средств из общего фонда в бюджет развития – 1970,0 тыс. грн.
2. 50% налога с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов – 1200,0 тыс. грн.,
3. Собственные средства бюджетных учреждений, которые содержатся за счет средств городского бюджета - 2282,7 тыс. грн.
4. 20% сбора за загрязнение окружающей природной среды – 200,0 тыс. грн.
5. Поступления средств от возмещения убытков сельскохозяйственного производства – 11,0 тыс. грн.
Таким образом, на уровне города Краматорск действует бюджетный механизм, регламентируемый Бюджетным Кодексом Украины и другими законодательными актами. В результате действия этого механизма город лишен достаточной собственной доходной базы, что негативно влияет на качество управленческого процесса.