Методика межтерриториального регулирования доходов
В течение 2006-2009 годов значительно изменилась структура доходов местного бюджета. Ее динамика свидетельствует о ее зависимости от налоговой политики (изменении налоговых ставок, базы налогообложения, налоговых льгот и т.д.). Экономическая ситуация в государстве также несомненно сказывается на структуре местных доходов.
В настоящее время управление региональными системами характеризуются своей сложностью, информативностью, комплексным характером процесса принятия решений, что в свою очередь требует системных исследований на основе обобщенных моделей социально-экономического развития конкретных территорий.
Основная цель нашего исследования требует более детального изучения основного звена в регулировании национальной экономики и регионального управления.
Сейчас Постановлением Кабинета Министров утвержден порядок расчета объема межбюджетных трансфертов (дотаций выравнивания, субвенций и средств, передаваемых в бюджет высшего уровня) и нормативов отчислений от общегосударственных налогов и сборов. Этот Порядок разработан во исполнение Закона Украины о Государственном бюджете Украины с учетом отдельных положений проекта Бюджетного Кодекса Украины, принятого Верховной Радой Украины.
Распределение объема межбюджетных трансфертов, определенных пунктами 1 и 3 первой части статьи 96 Бюджетного Кодекса, утвержденного законом о Государственном бюджете Украины, а именно: дотация выравнивания и средства, передаваемые в Государственный бюджет Украины и местные бюджеты из других местных бюджетов, определяется на основе формулы, утвержденной Кабинетом Министров и должна учитывать следующие параметры:
1) финансовые нормативы финансовой обеспеченности и корректирующие коэффициенты к ним;
2) количество жителей и количество потребителей социальных услуг;
3) индекс относительной налогоспособности соответствующего города или района.
4) прогнозный показатель корзины доходов бюджетов местного самоуправления для бюджетов городов Киева и Севастополя, городов республиканского и обласного значения, и прогноз доходов, определенных второй частью статьи 66 Кодекса – для районных бюджетов.
5) коэффициент выравнивания.
Согласно общим положениям порядка расчета объема межбюджетных трансфертов (дотаций выравнивания, субвенций и средств, передаваемых в бюджет высшего уровня) и нормативов отчислений от общегосударственных налогов и сборов, объем дотаций выравнивания, который предоставляется из государственного бюджета бюджетам областей и г.Севастополя, из бюджета Автономной Республики Крым и областных бюджетов – бюджетам городов республиканского (Автономной Республики Крым) и областного значения и бюджетам районов, а также средств, передаваемых в бюджет высшего уровня (Тi), определяются общим фондом бюджета как разница между расчетным объемом расходов административно-территориальной единицы (Vi), прогнозным объемом доходов, которые аккумулируются на ее территории (Di), по единому типу следующей формулы:
Ti =Vi - Di (2.1.1)
Коэффициент выравнивания (a i) используется для местных бюджетов, передающих средства в государственный бюджет и вычисляется по формуле объема дотации выравнивания. Он имеет индивидуальное значение и определяется в границах от 0,60 до 1,00, что учитывает среднегодовой темп прироста объема корзины закрепленных доходов бюджета и административно-территориальной единицы за годы, являющиеся базовыми для расчета индекса относительной налогоспособности. При этом, общий объем средств, на который уменьшается сумма дотаций выравнивания, является тождественным общему объему средств, на который уменьшается сумма средств, которые передаются в Государственный бюджет Украины из местных бюджетов в случае использования коэффициента выравнивания.
Коэффициент выравнивания (a I ) определяется по формуле:
, (2.1.2)
где Кр - корректирующий коэффициент учета величины среднегодового темпа прироста объема закрепленных доходов бюджета i-той административно-территориальной единицы за базовые годы.
При проведении расчетов объем межбюджетных трансфертов на 2003 год коэффициент выравнивания aI принимается равным единице для всех дотационных бюджетов.
Объём дотаций выравнивания из государственного бюджета, предоставляемых местным бюджетам или средств, которые передаются из этих бюджетов в государственный бюджет (Ti), определяется по общему фонду бюджета административно-территориальной единицы как разница между расчетным объёмом расходов (Vi), прогнозным показателем объёма доходов (корзины доходов), которые аккумулируются на её территории (Di) с переменным коэффициентом выравнивания aI, и расчетного объема корректировки доходов (∆Di)по единому типу формулы:
Ti = ai (Vi – (Di -∆ Di)) (2.1.3)
Объем субвенций на финансирование льгот и субсидий населению на оплату электроэнергии, природного и сжиженного газа, жилищно-коммунальных услуг определяется для административно-территориальных единиц, исходя из общих финансовых ресурсов, что является источником их формирования, и соответствующих расчетных расходов местных бюджетов на эту цель. Что касается объемов субвенций на другие цели, предусмотренные Законом Украины «О государственном бюджете», то они определятся по другим отдельным расчетам.