"Производственный левередж" и его эффективность. Порядок расчёта оптимального сочетания финансового и производственного левереджей в ФМ

Производственный "левередж" (рычаг) часто называют операционным или эксплуатационным. Он тоже может влиять на эффективности деятельности организации.

Правда, в этом случае анализируется не долгосрочная структура собственного и заёмного капитала, а соотношение прибыльности с общими издержками предприятия.

Эффект производственного рычага (ЭПР) выявляется тогда, когда небольшое изменение объёма выпуска и продаж продукции вызывает значительное (во всяком случае большее) изменение получаемой прибыли от основной деятельности. Предполагается, что предприятие не простаивает, а вся выпущенная продукция реализуется.

Суть оценки ЭПР похожа на предельный анализ изменения цены на изделие в зависимости от изменения удельных затрат не его изготовление (методика такого анализа рассматривается в курсе "Ценообразование").

Применительно к управлению финансами ЭПР может быть выражен формулой:

ЭПР = (∆Пx+1 / Пx) / (∆qx+1 / qx), где:

∆Пx+1 – прирост прибыли при изменении выпуска и реализации продукции от объёма (количества) X до объёма (количества) X+1;

Пx – масса прибыли, получаемой при объёме продукции X;

∆qx+1 - изменение объёма выпуска и реализации продукции от X до X+1;

qx - объём выпуска и реализации продукции на уровне X;

В уже известном нам графическом варианте изображении зависимости прибыльности основной деятельности в непосредственном прилегании к критической точке К (точке перехода убыточной части производства к прибыльной части) вышеприведённая формула (если подставить X вместо К) подтверждается: при объёме выпуска и реализации продукции в объёме (количестве) qx (в точке перелома К) прибыль равна нулю, а в точке qx+1 уже есть прирост массы прибыли (∆Пx+1>0). Это и есть показатель эффекта производственного рычага. Но в точке qx+1 увеличатся и затраты на единичное изменение объёма. Поэтому величина эффекта производственного рычага будет разной, поскольку общая себестоимость разных видов продукции будет разной даже в том случае, если цены на эти разные виды окажутся одинаковыми.

Пример. Предприятия А и Б производят и полностью реализуют, соответственно, продукцию А и Б. Цена изделия А равна цене изделия Б и составляет 200 руб. .

Но у этих предприятий разные и переменные, и постоянные затраты (разная полная себестоимость товара):

общая величина постоянных затрат составляет:

у предприятия А 600 тыс. руб. за анализируемый период;

у предприятия Б 1200 тыс. руб. за такой же период;

переменные затраты на единицу продукции равны:

у предприятия А 160 руб.;

у предприятия Б 140 руб.

Необходимо рассчитать по каждому предприятию:

1) порог рентабельности выпуска и реализации продукции;

2) величину эффекта производственного рычага при одинаковом объёме выпуска и реализации продукции на уровне 25000 изделий за анализируемый период.

Исходные и промежуточные расчётные показатели можно представить в следующей табличной форме:

Таблица.

Количество проданных изделий, шт.

Выручка от реализации, тыс. руб.

Постоянные затраты, тыс. руб.

Переменные затраты, тыс. руб.

Полная себестоимость, тыс. руб.

Итог: прибыль/убыток, тыс. руб.

Предприятие А

10000

2000

600

1600

2200

- 200

15000

3000

600

2400

3000

0

20000

4000

600

3200

3800

+ 200

25000

5000

600

4000

4600

+ 400

30000

6000

600

4800

5400

+ 600

Предприятие Б

10000

2000

1200

1400

2600

- 600

15000

3000

1200

2100

3300

- 300

20000

4000

1200

2800

4000

0

25000

5000

1200

3500

4700

+300

30000

6000

1200

4200

5400

+ 600

Перейти на страницу: 1 2