"Производственный левередж" и его эффективность. Порядок расчёта оптимального сочетания финансового и производственного левереджей в ФМ
Производственный "левередж" (рычаг) часто называют операционным или эксплуатационным. Он тоже может влиять на эффективности деятельности организации.
Правда, в этом случае анализируется не долгосрочная структура собственного и заёмного капитала, а соотношение прибыльности с общими издержками предприятия.
Эффект производственного рычага (ЭПР) выявляется тогда, когда небольшое изменение объёма выпуска и продаж продукции вызывает значительное (во всяком случае большее) изменение получаемой прибыли от основной деятельности. Предполагается, что предприятие не простаивает, а вся выпущенная продукция реализуется.
Суть оценки ЭПР похожа на предельный анализ изменения цены на изделие в зависимости от изменения удельных затрат не его изготовление (методика такого анализа рассматривается в курсе "Ценообразование").
Применительно к управлению финансами ЭПР может быть выражен формулой:
ЭПР = (∆Пx+1 / Пx) / (∆qx+1 / qx), где:
∆Пx+1 – прирост прибыли при изменении выпуска и реализации продукции от объёма (количества) X до объёма (количества) X+1;
Пx – масса прибыли, получаемой при объёме продукции X;
∆qx+1 - изменение объёма выпуска и реализации продукции от X до X+1;
qx - объём выпуска и реализации продукции на уровне X;
В уже известном нам графическом варианте изображении зависимости прибыльности основной деятельности в непосредственном прилегании к критической точке К (точке перехода убыточной части производства к прибыльной части) вышеприведённая формула (если подставить X вместо К) подтверждается: при объёме выпуска и реализации продукции в объёме (количестве) qx (в точке перелома К) прибыль равна нулю, а в точке qx+1 уже есть прирост массы прибыли (∆Пx+1>0). Это и есть показатель эффекта производственного рычага. Но в точке qx+1 увеличатся и затраты на единичное изменение объёма. Поэтому величина эффекта производственного рычага будет разной, поскольку общая себестоимость разных видов продукции будет разной даже в том случае, если цены на эти разные виды окажутся одинаковыми.
Пример. Предприятия А и Б производят и полностью реализуют, соответственно, продукцию А и Б. Цена изделия А равна цене изделия Б и составляет 200 руб. .
Но у этих предприятий разные и переменные, и постоянные затраты (разная полная себестоимость товара):
общая величина постоянных затрат составляет:
у предприятия А 600 тыс. руб. за анализируемый период;
у предприятия Б 1200 тыс. руб. за такой же период;
переменные затраты на единицу продукции равны:
у предприятия А 160 руб.;
у предприятия Б 140 руб.
Необходимо рассчитать по каждому предприятию:
1) порог рентабельности выпуска и реализации продукции;
2) величину эффекта производственного рычага при одинаковом объёме выпуска и реализации продукции на уровне 25000 изделий за анализируемый период.
Исходные и промежуточные расчётные показатели можно представить в следующей табличной форме:
Таблица.
Количество проданных изделий, шт. |
Выручка от реализации, тыс. руб. |
Постоянные затраты, тыс. руб. |
Переменные затраты, тыс. руб. |
Полная себестоимость, тыс. руб. |
Итог: прибыль/убыток, тыс. руб. |
Предприятие А | |||||
10000 |
2000 |
600 |
1600 |
2200 |
- 200 |
15000 |
3000 |
600 |
2400 |
3000 |
0 |
20000 |
4000 |
600 |
3200 |
3800 |
+ 200 |
25000 |
5000 |
600 |
4000 |
4600 |
+ 400 |
30000 |
6000 |
600 |
4800 |
5400 |
+ 600 |
Предприятие Б | |||||
10000 |
2000 |
1200 |
1400 |
2600 |
- 600 |
15000 |
3000 |
1200 |
2100 |
3300 |
- 300 |
20000 |
4000 |
1200 |
2800 |
4000 |
0 |
25000 |
5000 |
1200 |
3500 |
4700 |
+300 |
30000 |
6000 |
1200 |
4200 |
5400 |
+ 600 |