Прогнозирование и планирование финансовых ресурсов Республики Беларусь
Закон должен юридически оформить взаимоотношения центрального банка с правительством (запрет на прямое централизованное кредитование дефицита бюджета, обязательства по обеспечению ликвидности государственных краткосрочных обязательств), взаимную ответственность за проводимую единую денежную политику, разделение надзорных функций за деятельностью кредитно-финансовых учреждений. Важным разделом закона является юридическое оформление пределов лицензионных и надзорных полномочий Национального банка, правила их применения, а также порядок предоставления надзорной информации по деятельности банковских и небанковских кредитно-финансовых учреждений иным органам государственного управления и средствам массовой информации.
Необходим новый подход к осуществлению функции надзора за деятельностью системы коммерческих банков и небанковских кредитно-финансовых учреждений. За Национальным банком следует оставить государственную регистрацию, выдачу и отзыв лицензий коммерческим банкам и установление им основных нормативов, связанных с регулированием денежного рынка в стране. Надзор за деятельностью банков и небанковских учреждений необходимо передать специально созданному Комитету по надзору за деятельностью кредитно-финансовых учреждений, права и обязанности которого будут определены в специальном законе. Лицензирование и регулирование деятельности небанковских кредитно-финансовых учреждений следует закрепить за Министерством финансов. Вместе с тем будет предусмотрено сосредоточение всего пруденциального надзора (контроль ликвидности, платежеспособности, крупных рисков и т.п.) за деятельностью всех кредитно-финансовых учреждений на специальный Комитет по надзору. Практика последних лет показала неэффективность сосредоточения всех функций в Национальном банке. Необходимо предусмотреть широкие права для указанного комитета, вплоть до временного приостановления действия любой лицензии, выданной Национальным банком или Министерством финансов. Высший руководящий орган Комитета предполагается создавать на условиях паритетности из представителей Национального банка, Министерства финансов и членов самого Комитета.
В законе о небанковских кредитно-финансовых учреждениях следует предусмотреть:
· невозможность выполнения небанковскими учреждениями исключительно банковских функций - привлечения денежных вкладов и депозитов, выдачи кредитов от своего имени и ведение счетов клиентов;
· невозможность наличия у небанковских учреждений собственных корреспондентских счетов в единой платежной системе;
· обеспечение специализации у небанковских учреждений посредством выдачи им ограниченного числа лицензий (не более трех);
· относительно невысокий стартовый объем уставного капитала;
· лицензирование деятельности небанковских кредитно-финансовых учреждений Министерством финансов, что предполагает участие последнего в проведении согласованной с Национальным банком финансовой политики.
Новый Банковский Кодекс структурно будет представлять собой пакет из самостоятельных законов - «О денежно-кредитной системе», «О Центральном банке», «О банковских универсальных и специализированных кредитно-финансовых учреждениях», «Об активных, пассивных и посреднических банковских операциях», «О небанковских кредитно-финансовых учреждениях», «О банковском трасте», «О валютных операциях и валютном контроле», «О взаимном кредитовании субъектов малого бизнеса», «О надзоре за деятельностью финансово-кредитных учреждений (о банковском надзоре)» и некоторых других законодательных актов. Каждый из них законодательно регламентирует отдельную сферу денежно-кредитной деятельности и определяет обязанности отдельных юридических лиц и соответствующих государственных органов. Преимуществом такой структуры является то, что отдельные составные части общего кодекса могут приниматься и уточняться не целиком, а последовательно, по мере изменения соответствующих экономических условий и готовности органов государственности власти гарантировать их соблюдение, а субъектов экономической деятельности - их выполнение.