Инфляция: сущность и регулирования
- перестройки налоговой системы;
- регулирования, таким образом, спросовых ограничений и динамики общего уровня цен; противодействие инфляционной уязвимости ценообразования, включая микропроцессы
- ограничения издержек на уровне субъектов хозяйствования, ресурсосбережения;
- финансового оздоровления, регулирования рентабельности предприятий (в том числе борьбы с убыточностью);
- государственного регулирования цен на социально значимые и др. товары и услуги;
- использования максимума резервов для роста объемов производства, создания рабочих мест и занятости;
- структурное регулирование спроса и предложения, рынков товаров и услуг, включая государственное регулирование монополий, экспорта, импорта, закупочных цен, уровня рентабельности и т.д.;
- противодействие «импортируемой» инфляции, включая внешнеполитическое и внешнеэкономическое обеспечение новых рынков, встречных товарных потоков и услуг в страны, ввозящие продукцию в Республику Беларусь;
- выбор и отладка инструментов реализации антиинфляционной политики с учетом переходной специфики экономики страны, конкретно складывающейся экономической среды, как полученной по «наследству» (разрыв связей, недогрузка мощностей, неплатежи получателей и т.п.), так и по результатам действий в 2003 г. (своих и наших партнеров) с прогнозной оценкой их на 2004 г.
Указанные шесть направлений, конечно, не исчерпывают всей их совокупности, имеющей отношение к явлениям инфляции, но они, на наш взгляд, важны именно в 1998 г.
Непременным условием действенности и эффективности реализации указанных антиинфляционных задач является комплексность и взаимоувязанность их осуществления. Речь идет о комплексной программе, включающей инструменты всех видов макро- и микроэкономической политики, в частности, денежно-кредитной, налогово-бюджетной, ценовой, доходов и расходов населения, структурной, инвестиционной, инновационной, социальной и других, об инструментах, адекватных природе задачи и нацеленных на удержание инфляции в определенных пределах.
В результате ежегодного выполнения такой программы в рамках параметров Прогноза социально-экономического развития РБ каждое министерство, госкомитет, облисполком, концерн, производственное предприятие или финансовое учреждение будет осуществлять планомерную, целенаправленную антиинфляционную деятельность по конкретным количественным показателям для каждой сферы, отрасли, региона в конкретных временных отрезках.
Естественно, что особая роль в организации этой работы в стране принадлежит правительству и центральным экономическим ведомствам прежде всего на макроэкономическом уровне. Здесь весьма важен круг проблем, рассмотренных в Генеральной схеме управления народным хозяйством (концепция которой утверждена правительством в 1996 г.). Они касаются разделения функций, полномочий, сфер ведения, определения областей деятельности, где то или иное министерство является головным координатором, и т.п. В Генсхеме предложены механизмы системной координации и управления, которые вполне могут использоваться в проведении антиинфляционной политики в Республике Беларусь. Но собственно механизмы регулирования инфляции специфичны, что требует адекватных подходов к их построению.