Слагаемые национальной денежной системы
Банковская система Республики Беларусь функционирует на основании следующих принципов:
1. Действие на территории Республики Беларусь банков Республики Беларусь, филиалов иностранных банков и иностранных банков.
2. Обязательность получения лицензии банками для осуществления деятельности на территории Республики Беларусь.
3. Невмешательство государственных органов в деятельность банков, кроме случаев, предусмотренных законами Республики Беларусь.
4. Запрет государственным органам требовать выполнения несвойственных банкам функций, в том числе функций по административному контролю за деятельностью клиентов банков, за исключением контроля за кассовыми и валютными операциями.
5. Ответственность государственных органов и их должностных лиц перед банками за принятие данными органами решений, наносящих вред банкам.
6. Разграничение ответственности банков и государства: банки не отвечают по обязательствам государства, а государство не отвечает по обязательствам банков, если между банком и соответствующим государственным органом не заключено соглашение о противном или государство не приняло на себя такое обязательство.
Национальный банк Республики Беларусь - центральный банк государства. Он, как и в других странах, наделен исключительным правом эмиссии денег, регулирования и контроля за деятельностью кредитных учреждений. Национальный банк является собственностью Республики Беларусь, подотчетен Парламенту и обеспечивает проведение согласованной с финансовой политикой денежно-кредитной политики. Председатель и члены правления Национального банка назначаются Президентом по согласованию с нижней палатой Парламента. Ежегодно Национальный банк представляет на рассмотрение и утверждение Парламента, основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на предстоящий финансовый год и отчет о работе в целом кредитной системы и непосредственно своей деятельности.
Правовой статус Национального банка имеет свои особенности. Во-первых, он является хозяйствующим субъектом и функционирует за счет собственных доходов. В этом качестве он заключает сделки гражданско-правового характера с Правительством и коммерческими банками. Это сделки относительно предоставления централизованных кредитных ресурсов Правительству для финансирования дефицита республиканского бюджета. Размер участия Национального банка в этом финансировании устанавливается в Законе о бюджете на предстоящий финансовый год. Национальный банк предоставляет свои ресурсы так же коммерческим банкам в виде кредитов.
Во-вторых, Национальный банк является одновременно органом государственного управления, наделенным соответствующими властными полномочиями относительно хозяйствующих субъектов в части кассовых операций, валютного регулирования и коммерческих банков по всем аспектам их деятельности.
Перед Национальным банком стоит основная цель: обеспечить внешнюю и внутреннюю устойчивость национальной денежной единицы - белорусского рубля. В этих целях он использует как административные рычаги путем издания обязательных для выполнения коммерческими банками нормативных предписаний, так и экономические, косвенные методы регулирования, заключающиеся, в основном, в установлении экономических нормативов. Это, в частности, размер уставного фонда, соотношение собственных средств к активам банка, максимальный размер риска на одного заемщика, показатель ликвидности баланса и некоторые другие. Посредством этого обеспечивается устойчивость банковской системы, предупреждение излишне рисковой деятельности отдельных банков.
Национальный банк при осуществлении надзорных функций применяет к нарушителям банковского законодательства экономические санкции. В частности, в случаях систематического нарушения установленных нормативов, неисполнения предписаний Национального банка и по некоторым другим основаниям Национальный банк направляет указание совету банка, пайщикам или другим владельцам банков о принятии мер по финансовому оздоровлению банка, его реорганизации, замене руководства банка, ликвидации банка.
Экономические санкции устанавливают меры экономического воздействия, включающие в себя: списание в бесспорном порядке с корреспондентского счета банка недовнесенных сумм в фонд регулирования кредитных ресурсов; повышение установленной нормы обязательных резервов, размещаемых банком в Национальном банке; взыскание штрафов; введение особых режимов корреспондентских счетов; введение особого режима функционирования банка.