Формирование налоговой системы в России

Для сбора налогов и контроля правильности их уплаты государство формирует налоговую систему. Налоговая система включает законодательно установленные виды налогов, источники их уплаты, объекты налогообложения, ставки налогов, регулярность налогообложения и совокупность органов, осуществляющих сбор налогов (в РФ — Федеральная налоговая служба).

Основными принципами формирования налоговой системы являются;

- обязательность уплаты налогов;

- удобность и простота налоговой системы для налогоплательщиков;

- гибкость в меняющихся условиях хозяйствования;

- недопущение двойного налогообложения;

- дифференциация налоговых ставок для различных категорий плательщиков (прогрессивное и льготное налогообложение).

В российской экономике налоговая, система, как необходимое условие рыночных финансовых взаимоотношений предприятий и граждан с государством, начала формироваться с 1992 г. Она вбирает в себя накопленный отечественный опыт (дореволюционной России, 20-х и 40—50-х гг. XX в., опыт переходного периода и проведения экономических реформ последних лет), а также богатейший зарубежный опыт. Создано налоговое законодательство, принят Налоговый кодекс, заменивший множество отдельных налоговых законов, сформирована Федеральная налоговая служба РФ (ФНСРФ).

Федеральная налоговая служба России — это единая система с трехуровневой иерархией управления: центральный аппарат, региональное звено (инспекции по республикам, краям, областям, г. Москве и Санкт-Петербургу и автономным образованиям) и местные налоговые инспекции по районам и городам. Таким образом, сформирована система ФНС РФ, в которой действует свыше 1150 налоговых инспекций, а общая численность работников налоговых органов составляет более 160 тыс. человек.

Главной задачей ФНС РФ является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов и платежей в государственные внебюджетные фонды — пенсионный, социального и медицинского страхования, занятости, дорожный.

Современные принципы налогообложения должны предусматривать следующее:

налоги не должны подавлять и тем более убивать заинтересованность предпринимателей в повышении дохода и прибыли;

налоги должны обладать сбалансированностью в том смысле, что их величина вместе с другими поступлениями в бюджет должна уравновешивать государственные расходы, которые в противном случае надо уменьшать;

налоги должны обеспечивать заинтересованность предприятий через налоговые ставки в насыщении товарами потребительского рынка, ускорении НТП, решении насущных социальных задач.

По своей структуре и принципам построения новая налоговая система России, в основном, отражает общераспространенные в мировой практике налоговые системы.

Совокупность налогов России представляет собой трехуровневую систему, включающую:

федеральные налоги и сборы (налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на доходы физических лиц; государственная пошлина; налог на прибыль предприятий; единый социальный налог; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог); региональные налоги (налог на имущество предприятий, налог на игорный бизнес; транспортный налог; налог на имущество организаций);

местные налоги (налог на имущество физических лиц, земельный налог).

Подобная множественность видов налогов позволяет обеспечивать решение множества целей и задач, реализовывать различные функции в процессе регулирования экономики.

В российской налоговой системе при наличии коррупции происходит перетекание скрываемых доходов в пользу чиновников и, соответственно, значительно сокращается объем налоговых поступлений в бюджет. В связи с этим приоритетом в реформировании налоговой системы с целью оказания позитивного влияния на развитие потребительского рынка должно стать не столько снижение налоговых ставок, а ряд мероприятий направленных на:

совершенствование системы институтов, способных восстановить связь между уплатой налогов и получением выгод от потребления общественных благ;

реальную борьбу со злоупотреблениями чиновников, борьбу с посредниками в сфере уклонения от налогов;

настройку налогового законодательства с целью повышения его прозрачности.