Основные виды налогов
Все налоги, применяемые в мировой практике, можно классифицировать по следующим критериям:
субъект налогообложения;
объект налогообложения;
механизм формирования налогов;
источники налогов;
принципы взыскания.
По субъектам налогообложения все применяемые в России налоги делятся на налоги с юридических лиц — когда налоги уплачиваются предприятиями, организациями, учреждениями, предпринимателями в случае оформления ими юридического лица, и на налоги с физических лиц, которые взимают с граждан и лиц без гражданства.
По механизму формирования выделяются прямые налоги, взимаемые непосредственно с владельцев имущества, получателей дохода (прибыли, заработной платы), и косвенные налоги, взимаемые в сфере реализации или потребления товаров и услуг, т. е., в конечном счете, с потребителей (налог на добавленную стоимость, акцизы и др.).
По источникам обложения разделяются налоги с заработанных доходов: заработной платы, гонораров, доходов (прибыли) предприятий, и налоги с находящихся в собственности экономических субъектов ресурсов — налоги с дивидендов, процентов по вкладам, ресурсные платежи (плата за землю, за право пользование недрами).
Налоговое, регулирование включает:
увеличение, снижение ставок, их дифференциацию;
введение и отмену льгот;
отсрочку платежей по налогам;
изменение базы налогообложения через инвестиционные льготы (специальные нормы амортизационных отчислений — ускоренная, 50 %-ная амортизация, налоговые льготы на модернизацию и реконструкцию).
Важнейшим элементом налоговой системы являются налоговые ставки. Именно посредством изменения их величины и видов, приспособления к циклическим колебаниям в экономике (высокие ставки для предотвращения инфляции и достаточно низкие для обеспечения занятости) можно сгладить их негативные последствия.
Налоговую ставку определяют как величину налога, приходящегося на единицу обложения (рубль дохода, гектар земли и т. п.). Различают твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные виды налоговых ставок.
Твердая ставка устанавливается в абсолютных суммах на единицу (объект) обложения независимо от размера дохода. Примером является подушный налог, которым облагается каждый гражданин.
Пропорциональная ставка устанавливается как фиксированный процент с дохода независимо от его размера. Такой налог называется подоходным налогом. В России с 1 января 2001 г. он составляет 13 %.
Прогрессивная ставка — это увеличивающаяся ставка по мере роста облагаемого дохода. (Отмена прогрессивной шкалы подоходного налога в РФ в 2001 г. обусловило рост поступлений налогов.)
Регрессивная ставка устанавливается как уменьшающаяся по мере роста облагаемого дохода.
Использование разного вида ставок при обложении доходов (например, физических лиц) может ослабить или, напротив, усилить социальную дифференциацию в обществе. Так, с помощью регрессивных ставок можно ослабить налоговый гнет на лиц с низким доходом, а применение прогрессивных ставок позволяет усилить налогообложение богатых. Однако использование этого рычага может при определенных обстоятельствах вызвать обострение социальных противоречий, подорвать стимулы к получению максимальных доходов, повлечь за собой укрывательство от налогообложения доходов.
Посредством льготного налогообложения можно стимулировать прогрессивную перестройку структуры производства, воздействовать на процессы внедрения достижений технического прогресса (ускоренная амортизация основных фондов, инвестиционные льготы, льготы по научно-исследовательской и опытно-конструкторской работе) и т. п.
Сокращение налога на прибыль корпораций влечет за собой снижение издержек и, как следствие, рост производства.
Прямое или косвенное регулирование государством оплаты труда, например, снижение подоходного налога с физических лиц способствует сохранению определенного уровня реальных доходов работающих в условиях снижения заработной платы.
Следует учитывать, что при повышенных налогах налогоплательщики теряют стимулы работать в «легальной экономике и налоговые поступления государства уменьшаются. Напротив, снижение налогового прессинга приводит к росту налогооблагаемой базы, и доходы казны не только не уменьшаются, но и могут вырасти. Налоговым прессингом объясняется высокая доля теневого оборота в экономике России — от 30 до 50 % валового внутреннего продукта страны производится в «тени», не попадая в сферу налогообложения.
А. Лаффер (советник в администрации Рейгана) показал, что рост налоговых ставок имеет предел, за которым начинается падение деловой активности, сокращение доходов бюджета. По Лафферу предел наступает при изъятии в бюджет более 30 % доходов.
Таким образом, несмотря на разные научные подходы, налогам экономистами разных школ отводится важная роль в экономической политике.