Стратегическая концепция выхода из долгового кризиса
В процессе управления государственным долгом решаются следующие задачи:
минимизация стоимости привлекаемых внешних займов;
снижение общих издержек по обслуживанию внешнего долга;
повышение эффективности использования привлекаемых ресурсов;
поддержание стабильности функционирования политической системы и престижа государства;
обеспечение социальной стабильности;
сохранение национальной безопасности.
Основная цель политики, проводимой в настоящий момент правительством РФ в области управления внешней задолженностью, состоит в упорядочении отношений с внешними кредиторами бывшего СССР и установлении новых графиков платежей по его долгам с учетом реальных возможностей обслуживания этих обязательств.
В отношении внутреннего долга стратегия федерального правительства состоит в реструктуризации задолженности в сторону повышения доли среднесрочных обязательств, снижения доходности государственных ценных бумаг при сохранении их привлекательности.
Стратегия государственного долга и адекватная ей стратегия в области обеспечения профицита государственного бюджета выступают элементами, балансирующими всю схему бюджетной стратегии в целом.
Стратегическая концепция выхода из долгового кризиса представляет собой сложный комплекс взаимосвязанных мер. Рассмотри ключевые меры:
1) необходимо принятие комплекса мер в части целенаправленной корректировки преодоления сложившихся деформаций современного курса ценовой, бюджетно-налоговой и финансово-кредитной системы. При этом особого внимания требует проблема специальной государственной структуры, несущей ответственность за стабилизацию платежно-долговых отношений;
2) для выхода из долгового кризиса и переходу к подъему экономики необходимо поднять долю накопления в ВВП как минимум до 25 – 30%. Только при этих условиях возможно обеспечить превышение ввода производственных мощностей над их выбытием и создать условия для функционирования расширенного воспроизводства. В быстроразвивающихся странах эта доля достигает 40%. Эта проблема для сегодняшней экономики России очень сложна, та как повышать долю накопления в ВВП можно только за счет сокращения его потребляемой части, что для страны, где около 30% населения живет ниже черты бедности, становится задачей чрезвычайно сложной;
3) стимулирование потребительского спроса – одна из ключевых мер в области решения долговых проблем, связанных с повышением реальной зарплаты и компенсированием сбережений граждан. Расширение потребительского спроса должно происходить за счет преимущественно отечественных, а не импортируемых товаров, что требует принятия мер по защите внутреннего рынка, прежде всего от демпинга низкокачественных товаров;
4) расширение государственного спроса требует эффективного выполнения естественных функций государства. Целевые государственные закупки должны соответствовать приоритетам структурной и промышленной политики, обладать высоким мультипликационным эффектом, обеспечивающим решение генеральной задачи – выхода на траекторию устойчивого развития. При выработке налоговых концепций необходимо иметь в виду, что налоговый мультипликатор ниже расходного мультипликатора, поэтому снижение налогов нельзя рассматривать прямолинейно в плане обеспечения активизации совокупного спроса;