Основные особенности федерального бюджета на 2008 – 2010 года
В основе разработки государственного бюджета на 2008 год и на период до 2010 года лежали достигнутые результаты в 2000-е годы бюджетной политики, а так же перспективные направления развития бюджетной системы, направленные на повышения уровня ее сбалансированности.
Разработка параметров федерального бюджета в следующие годы была апробирована в форме перспективного финансового плана, опыт которого был реализован на трех летний период 2008-2010 года.
Основными отличительными особенностями подготовки проектировок федерального бюджета на 2008-2010 годы являются их планирование и утверждение на трехлетний период в форме закона, изменение структуры доходов в части их распределения на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы с определением размера нефтегазового трансферта, направляемого на расходы федерального бюджета, выделение в составе остатков федерального бюджета Резервного фонда и Фонда будущих поколений, а также определение на первый и второй годы планового периода нераспределенной части расходов в объеме эквивалентном 2,5 и 5 процентов от расходной части, позволяющих в режиме «скользящей трехлетки» переходить к более эффективному планированию новых обязательств.
Итак, отметим основные характеристики федерального бюджета на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов:
Основные характеристики федерального бюджета на 2008 год, определенные исходя из прогнозируемого объема ВВП в размере 35 000,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 7,0 % (декабрь 2008 года к декабрю 2007 года):
прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в сумме 6 644, 45 млрд. рублей, в том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 2 383,11 млрд. рублей;
общий объем расходов федерального бюджета в сумме 6 570, 30 млрд. рублей;
объем нефтегазового трансферта в сумме 2 135,00 млрд. рублей;
нормативную величину Резервного фонда в сумме 3 500,00 млрд.руб.;
верхний предел государственного внутреннего долга РФ на 1 января 2009 года в сумме 1 824 700 718,8 тыс. рублей;
верхний предел государственного внешнего долга РФ на 1 января 2009 года в сумме 43,3 млрд. долларов США, или 32,1 млрд. евро;
прогнозируемый профицит федерального бюджета в сумме 74 149,70 млрд. руб.
планируемые нефтегазовые доходы федерального бюджета составят 2383,1 млрд. руб. (6,8 % к ВВП).
2. Основные характеристики федерального бюджета на 2009 год и на 2010 год, определенные исходя из прогнозируемого объема ВВП в размере соответственно 39 690,0 млрд. рублей и 44 800,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего соответственно 6,5 % (декабрь 2009 года к декабрю 2008 года) и 6,0 % (декабрь 2010 года к декабрю 2009 года):
прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2009 год в сумме 7 465, 45 млрд. рублей, в том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 2 351, 91 млрд. руб., и на 2010 год в сумме 8 089, 97 млрд. руб., в том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 2 348,32 млрд. руб.;
общий объем расходов федерального бюджета на 2009 год в сумме 7 451,15 млрд. руб., в том числе условно утвержденные расходы в сумме 186, 00 млрд. руб., и на 2010 год в сумме 8 089, 97 млрд. руб., в том числе условно утвержденные расходы в сумме 404, 50 млрд. руб.;
объем нефтегазового трансферта на 2009 год в сумме 2 103,57 млрд. руб. и на 2010 год в сумме 2 016,00 млрд. руб.;
нормативную величину Резервного фонда на 2009 год в сумме 3 969,00 млрд. руб. и на 2010 год в сумме 4 480,00 млрд. руб.;
верхний предел государственного внутреннего долга РФ на 1 января 2010 года в сумме 2 275, 76 млрд. рублей и на 1 января 2011 года в сумме 2 856, 85 млрд. рублей;
верхний предел государственного внешнего долга РФ на 1 января 2010 года в сумме 43,9 млрд. долларов США, или 32,3 млрд. евро, и на 1 января 2011 года в сумме 45,0 млрд. долларов США, или 33,0 млрд. евро;
прогнозируемый профицит федерального бюджета на 2009 год в сумме 14 292, 95 млрд. рублей и равенство прогнозируемого общего объема доходов и общего объема расходов федерального бюджета в 2010 году.
Расчеты бюджетных проектировок на 2008 - 2010 годы осуществлены с учетом ожидаемого снижения цен на нефть марки "Юралс". Стабильная макроэкономическая ситуация, ослабление бремени государственного долга, высокий уровень золотовалютных резервов будут способствовать сохранению благоприятного инвестиционного климата. Основной фактор экономического роста в 2008 - 2010 годах - увеличение потребительского и инвестиционного спроса.