Экономическое содержание и особенности формирования регионального бюджета
где – собственные доходы бюджета в последнем анализируемом году;
– собственные доходы в базисном году.
Опережающие темпы роста данного показателя по сравнению с темпами роста общих доходов свидетельствуют об улучшении финансовой самостоятельности регионального бюджета.
2) Среднегодовые темпы сокращения финансовой помощи.
, (2)
где – финансовая помощь из федерального бюджета в последнем анализируемом году;
– финансовая помощь из федерального бюджета в базисном году.
Значение данного показателя ниже 1 говорит о тенденции сокращения объема финансовой помощи и повышения финансовой устойчивости бюджета.
Преимущество данной методики заключается в том, что производимые расчеты основываются на данных законов о бюджетах, методика проста в применении и позволяет оценить финансовое состояние регионов в динамике, как по годам, так и в сравнении регионов между собой. Предлагаемая система показателей финансовой устойчивости регионального бюджета может использоваться в целях:
- повышения эффективности управления бюджетными ресурсами субъекта РФ;
- выявления регионов с кризисным финансовым состоянием бюджета;
- использования в качестве основы для определения статуса "финансовой несостоятельности" субъекта РФ при принятии решений о ходатайстве в Арбитражный суд в целях введения временной финансовой администрации в субъекте РФ;
- использования в качестве информации при реализации межбюджетных отношений, в частности при принятии решений о выделении трансфертов;
- своевременного выявления возникающих диспропорций в бюджетных доходах и расходах региона и принятии мер по их устранению.
Содержание финансового управления бюджетом сводится к взаимодействию субъекта и объекта, в ходе которого происходит реализация функций государства посредством особого функционального механизма. Объектом служат финансовые потоки, проходящие через бюджетную систему. Субъектами являются, с одной стороны, структуры и подразделения внутренней среды государства (министерства и ведомства, все распорядители и получатели бюджетных назначений и т.д.), а с другой стороны, — многочисленные внешние контрагенты: от граждан и негосударственных юридических лиц своей страны до различных зарубежных экономических субъектов, включая отдельные государства и международные организации (рис.1.1.).
Следует отметить, что объект управления региональным бюджетом включает денежные фонды, денежные потоки, отношения финансовых контрагентов по поводу формирования и использования финансовых ресурсов. Субъект управления в бюджетном менеджменте представляет собой специфический орган или подразделение (финансовый департамент, администрация и т.д.).
Качество финансово-бюджетного менеджмента во многом зависит от характера использования отдельных компонентов функционального механизма. Чем рациональнее будут применяться его методы и управленческие инструменты, особенно планирование и мотивация, тем стабильнее будут государственные, региональные и местные финансы, а следовательно, выше благосостояние граждан.