Денежно-кредитная политика и ее инструменты
Инструменты проведения денежно-кредитной политики можно разделить на две основные группы: прямые и общие.
К денежно-кредитной политике, проводимой на основе прямых инструментов, относятся:
• операции на открытом рынке;
• учетная политика Национального банка.
• денежно-кредитная политика на основе создания и хранения обязательных резервов в Национальном банке, который устанавливает эту норму.
Из трех видов денежного контроля государства наиболее важным механизмом являются операций на открытом рынке, так как они обладают преимуществом перед всеми остальными: государственные бумаги можно продавать или покупать в любых количествах.[18, с. 431]
Общими инструментами денежно-кредитной политики являются:
1) формы регулирования, касающиеся фондов биржи.
Так, устанавливаемая законом маржа (мера против излишней спекуляции на фондовой бирже и краха компаний) заключается в праве Национального банка устанавливать предписываемую законом маржу или минимальный процент первоначального взноса для покупателя акций;
2) покупки в рассрочку. Потребительский кредит, имея ограничения на получения займов потребителями, используется для сдерживания инфляции;
3) использование руководящими денежно-кредитными учреждениями метода убеждения с целью недопущения излишнего расширения или сокращения банковского кредита, что может иметь серьезные последствия для банковской системы и экономики в целом.
В период инфляции Национальный банк проводит преимущественно политику дорогих денег, направленную на сохранение общего предложения денег. [10, с. 194-195]