Формирование и оптимизации структуры финансовых активов организации
Активы – это имущество организации.
Оно состоит из внеоборотных и оборотных активов.
Во внеоборотные активы входит стоимость:
нематериальных активов;
основных средств, в том числе земельных участков;
капиталовложений в незавершенное создание объектов основных средств;
долгосрочных финансовых вложений (в чужой бизнес, например);
прочих внеоборотных активов.
Основные средства – это активы длительного пользования. Они имеют материальную форму и должны оцениваться по рыночной стоимости, хотя в бухгалтерском учёте есть понятие "остаточная" стоимость. Рыночная и остаточная стоимость по величине могут не совпадать, и тогда необходимо в бухучёте сделать корректировку.
Нематериальные активы (НМА) – это патенты, товарные знаки, торговые марки, авторские права, лицензии, затраты на НИИОКР и на программы для ЭВМ. НМА – это "неосязаемые" активы.
Оборотные активы – это стоимость:
запасов материально-сырьевых ресурсов;
готовой, но не отгруженной (и нереализованной) продукции;
отгруженной, но не оплаченной продукции (дебиторской задолженности краткосрочной и долгосрочной);
денежных средств в кассе;
денежных и валютных средств на счетах в финансирующем банке;
краткосрочных и иных ценных бумаг–эквивалентов денежных средств;
прочих оборотных активов.
Формирование активов начинается, как правило, с учредительных документов и организационно-учредительных расходов, в т. ч. связанных с получением лицензии, если это требуется по закону.
Далее – внереализационные активы, связанные:
с отводом земельного участка;
с проектированием и строительством будущей базы предприятия;
с приобретением или арендой помещений и оборудования, необходимых для начала предпринимательской деятельности.
Затем появляются оборотные активы в виде производственного сырья, материалов и покупных изделий для организации выпуска продукции или оказания услуг.
В период производства продукции в активы включается стоимость незавершенных работ, а затем и готовой продукции, подготавливаемой к продаже.
Одновременно с этим появляются основные фонды, связанные с реализацией продукции и услуг: торговые точки (собственные или арендуемые), могут быть приобретены собственные транспортные средства и для них построен гаражный комплекс или теплая стоянка, и т.д.
И все это – финансовые активы, т.к все созданные фонды имеют реально сложившуюся стоимость и ту или иную ликвидность.
Методы оптимизации структуры финансовых активов заключаются в следующем:
1. Обеспечение с самого начала предпринимательской деятельности рационального соотношения собственных и заимствованных или арендованных объектов основных средств и обслуживающего хозяйства. Не торопиться залезать в большие долги!
2. Оптимальная организация материально-сырьевых потоков с обязательной разработкой альтернативных (резервных) вариантов.
3. Эффективное и бережное расходование сырья, материалов и покупных изделий (это даст снижение необходимой суммы оборотных средств в части материальных затрат).
4. Четкая организация и обеспечение высокой производительности труда персонала (это даст, снижение необходимой суммы оборотных средств в части оплаты труда).
5. Обеспечение эффективного (в том числе многосменного) использования производственного оборудования.
6. Экономия общепроизводственных и общехозяйственных накладных расходов – будет снижение управленческих затрат.
7. Четкая система сбыта продукции, гибкое кредитование покупателей продукции во избежание необоснованного роста дебиторской задолженности.
8. Постоянный мониторинг рыночной конъюнктуры, недопущение перепроизводства продукции и затоваривания ею при неизбежном снижении спроса на товар данной модификации.
9. Регулярный анализ текущего финансового состояния организации и оперативное принятие необходимых управленческих решений с учетом рыночной ситуации.
Существует множество показателей оценки эффективности (в том числе оптимальности) формирования и использования (поддержания на должном уровне) финансовых активов всех видов:
эффективности производственных и сбытовых затрат, входящих в структуру цены на выпускаемые изделия;
эффективного применения производственного и финансового рычагов;
активного использования рынка ценных бумаг и т.д.
Обо всем этом написано в разных разделах теории финансового менеджмента и данного учебного пособия.
Методы оценки эффективности использования активов.
Б. Перечень коэффициентов, характеризующих эффективность использования основных фондов:
1) Коэффициент обновления – это отношение стоимости основных средств (ОС), введённых в эксплуатацию за период к стоимости всех ОС на конец периода;
2) Коэффициент выбытия – это отношение стоимости ОС, выбывших из эксплуатации за период, к общей стоимости ОС на начало периода;
3) Фондоотдача (обобщающий показатель) – это отношение ВР / ОСсредн, где:
ВР – выручка от реализации продукции, работ или услуг;