Денежные потоки и методы их оценки
Для финансового менеджмента важно знать не только финансовые результаты. Отдельно планируются и учитываются также денежные потоки, которые отражаются как "Движение денежных средств".
Денежные потоки состоят из притоков и оттоков.
Притоки – это:
доходы от реализации продукции, в том числе результаты работы с дебиторами;
доходы от инвестиций в "чужие" ценные бумаги (в том числе за рубежом, если есть внешнеэкономическая деятельность);
доходы от эмиссии своих ценных бумаг разных типов (акций, облигаций);
доходы от продажи ненужных вообще или избыточных (лишних) активов;
привлеченный капитал (партнеров, спонсоров, населения), в том числе в виде кредитов на выгодных условиях; и т.д. (см. ниже "Аналитическую структуру денежного потока для целей ФМ").
Денежные оттоки - это:
- приобретение сырья, материалов, комплектующих изделий, необходимых для осуществления деятельности предприятия;
выплата заработной платы, вознаграждений персоналу и посредникам;
поддержание в работоспособном состоянии основных фондов и осуществление инвестиций в развитие материально-технической базы предприятия (прежде всего за счет амортизационных отчислений и прибыли);
выплата дивидендов по акциям и процентов по кредитам и займам;
погашение основной части полученных кредитов и займов;
уплата налогов и сборов в установленных размерах и по действующему графику платежей.
(Здесь уместно привести общую схему движения денежных потоков организации).
Результатом анализа должно стать определение текущей стоимости предприятия с учетом ожидаемого прироста ее за счет будущих денежных поступлений (метод дисконтирования).
Оцениваемые показатели доходов и прибыли в структуре денежных потоков:
а) чистая выручка от реализации (валовая минус акцизы, НДС, возвращаемые товары, деловые скидки);
б) валовая прибыль от реализации = чистая выручка минус производственные расходы на реализованную продукцию;
в) прибыль или убыток от основной деятельности = валовая прибыль минус расходы по управлению и по сбыту;
г) прибыль от финансовой деятельности = сальдо доходов и расходов (за счет получения процентов и дивидендов, по операциям с иностранной валютой);
д) прибыль от обычной хозяйственной деятельности = в) + г)
е) чрезвычайные прибыли
ж) чистая прибыль после уплаты налога.
Именно она отражает лицо предприятия и его авторитет на финансовых рынках.
Показатели расходов предприятия:
а) себестоимость реализованной продукции = только производственная себестоимость и производственные накладные;
б) общехозяйственные и коммерческие расходы;
в) расходы по финансовой деятельности (чтобы показать долю расходов на обслуживание долгов предприятия: высокий уровень таких расходов может привести предприятие к банкротству);
г) чрезвычайные расходы.
Поиск негативных факторов, влияющих на результат хозяйственной деятельности, можно вести по следующей схеме:
1) при увеличении или снижении объёма продаж продукции за последние 2 года:
если имеет место повышение, то это означает, что всё идёт хорошо;
если налицо снижение, то причины могут быть в организации торговли, в маркетинге, рекламе и т.д.;
2) при стабильной реализации продукции исследуется оборачиваемость оборотных средств: если она мала, то это может означать, что завышена продолжительность производственного цикла или неоправданно велика дебиторская задолженность;
3) при вынужденном снижении цен на продаваемую продукцию следует разобраться с уровнем издержек всех видов и искать альтернативные возможности снабжения предприятия ресурсами, а также другие территории сбыта продукции;
4) следует постоянно повышать качество продукции в соответствии с растущими потребностями потребителей.
Для расчета показателя чистой прибыли необходимо сделать несколько корректировок:
сгруппировать данные по направлениям деятельности отделив обычную деятельность от необычной;
выделить постоянные расходы;
сгруппировать все расходные статьи, к которым относятся статьи прибыли (кроме отчислений в фонд накопления и выплаты дивидендов) и вычесть их из доходов предприятия.
Разделение производственной себестоимости и общехозяйственных расходов, а также расходов по сбыту важно для оценки их влияния на общие результаты деятельности предприятия.
При этом рекомендуется относить к производственным все расходы, связанные с производством, в том числе социальные отчисления, премии производственным рабочим и т.д. Это должно считаться элементами производственной себестоимости.
Финансовым менеджерам важно рационально выстроить график предстоящих доходов и выплат, чтобы все направления будущей деятельности всегда были обеспечены финансовыми ресурсами. Одной из форм такого планирования и затем контроля является платежный календарь.
В этом разделе деятельности финансовых структур важно организовать систему бюджетирования всех расходов по всем подразделениям организации - и материальных, и трудовых, и обслуживающих и энергетических.