Выбор целевого ориентира денежно-кредитной политики Республики Беларусь
• снижение роли других промежуточных целей монетарной политики;
• высокую информационную прозрачность денежно-кредитной политики и декларирование планов монетарных властей;
• повышение ответственности центрального банка за достижение целевых значений инфляции. [9, c.9]
Необходимыми предпосылками и условиями реализации режима инфляционного таргетирования являются следующие:
1.отказ от контроля над какими-либо другими показателями, кроме темпов инфляции;
2. действующий режим плавающего курса национальной валюты;
3. относительно высокая степень независимости центрального банка;
4. возможность органов монетарного регулирования моделировать и прогнозировать динамику инфляции с учетом временных лагов, а также наличие разработанных моделей трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики с высокими прогностическими возможностями. [10, с.20]
Таргетирование инфляции имеет ряд декларируемых преимуществ.
Во-первых, как и таргетирование денежных агрегатов, оно дает возможность денежным властям сосредоточиться на внутренних проблемах экономики. Поскольку денежные власти в данном случае не устанавливают для себя жестких соотношений между динамикой денежных агрегатов и темпом роста цен, таргетирование инфляции позволяет более гибко реагировать на изменение макроэкономической ситуации.
Во-вторых, таргетирование инфляции, как и таргетирование обменного курса, очевидно и понятно для общественности. Установление конкретных ориентиров по темпам инфляции повышает ответственность центрального банка за его действия и помогает решить проблему непоследовательности в денежно-кредитной политике. [9, с.10]
Использование инфляции в качестве номинального якоря предполагает установление и обнародование целевого уровня инфляции на перспективу, публичное принятие центральным банком обязательств по его безусловному достижению. Преимущество инфляционного таргетирования состоит в замещении синтезом целого ряда экономических индикаторов одностороннего характера промежуточных ориентиров, используемых при принятии решений, создании четкой и устойчивой системы принятия решений и использования инструментов. При этом реакция банка на экономические шоки становится предсказуемой для экономических агентов и приводит к увеличению доверия к монетарной политике. В свою очередь, это предполагает постоянную и оперативную публикацию статистических данных, что позволяет рынкам и финансовым агентам заранее видеть необходимость принятия центральным банком тех или иных решений. В то же время инфляционное таргетирование характеризуется как политика с ограниченными дискреционными возможностями. Это выражается в удержании инфляции вблизи целевого ориентира вне зависимости от уровня и интенсивности макроэкономических шоков. [3, с.30]
Необходимо отметить, что режим таргетирования инфляции как промежуточная цель денежно-кредитной политики имеет ряд существенных недостатков.
Во-первых, центральный банк должен иметь возможность эффективно управлять показателем, избранным в качестве промежуточной цели.
Во-вторых, существует проблема выбора конкретного индекса цен в качестве целевого параметра.
В-третьих, динамика инфляционных процессов находится в зависимости от множества факторов, которые недостаточно контролируются денежными властями.