Денежно-кредитная политика как система
Денежно-кредитная политика представляет собой систему взаимосвязанных целей и задач, совокупность методов, механизмов и инструментов, при помощи которых происходит воздействие на экономические процессы посредством изменения объема и структуры денежной массы в обращении, уровня процентных ставок, кредитно-депозитной эмиссии, ликвидности и стабильности банковской системы и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. [1, с.35]
Для решения практических и методологических задач разработки и реализации денежно-кредитной политики целесообразно дать ей более развернутую характеристику в системном аспекте через описание следующих пяти основных элементов:
1. Объектом в системе денежно-кредитной политики выступают прежде всего денежные средства (финансовые активы), обеспечивающие воспроизводство товаров и неденежных услуг и характеризуемые комплексом количественных и качественных параметров: объем, форма, цена, направление движения и т.д.
Кроме того, к объектам можно отнести институты денежно-кредитного сектора (сектора финансовых корпораций экономики страны). [2, с.36]
В соответствии с международной классификацией денежно-кредитный сектор институционально включает юридические лица, основная функция которых — финансовое посредничество или связанная с ним вспомогательная финансовая деятельность. В качестве его основных подсекторов рассматриваются:
· центральный банк, осуществляющий не только контроль над важнейшими аспектами финансовой системы, но и ведущий широкую операционную деятельность на всех сегментах финансового рынка, включая эмиссию наличных денег, управление международными резервами, предоставление кредита другим депозитным корпорациям;
· другие депозитные корпорации (в первую очередь универсальные и специализированные коммерческие банки), основным видом деятельности которых является финансовое посредничество и которые эмитируют обязательства, включаемые в национальное определение широкой денежной массы;
· другие финансовые корпорации (финансовые, страховые компании и др.);
· вспомогательные финансовые единицы, например, биржи, брокеры, компании по обмену валюты и предоставлению финансовых гарантий.
2. Субъектами денежно-кредитной политики являются государственные структуры, которые в соответствии с законодательством страны уполномочены осуществлять государственное регулирование денежных потоков и деятельности институтов денежно-кредитного сектора.
Кроме центрального банка страны в управлении денежными потоками со стороны государства участвуют в первую очередь министерство финансов, основная задача которого — регулирование значительных денежных средств при формировании и использовании государственного бюджета, а также общеэкономические органы (например, министерство экономики), выполняющие целеустанавливающую функцию с макроэкономических позиций. [2, с.37]
3. При рассмотрении целей денежно-кредитной политики наиболее принципиальным представляется разделение их на конечные, промежуточные и тактические.
Под конечными целями понимают общие макроэкономические цели государства. В качестве основных выделяют следующие:
· экономический рост;
· обеспечение занятости населения;
· формирование равновесия платежного баланса страны;
· стабильность цен как внутренних, так и внешних;
· стабильность ставки процента;
· стабильность на финансовых рынках;
· стабильность валютного рынка.
Национальный банк воздействует на параметры конечных целей через промежуточные звенья.
Промежуточными целями монетарной политики является регулирование:
· защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и обменного курса по отношению к иностранным валютам;