Комплексное информационно-аналитическое обеспечение финансового менеджмента
Для целенаправленного и уверенного управления финансами необходимо иметь комплекс необходимой информационно-аналитической информации. В структуру такой информации входят:
1. Правовая, в том числе налоговая информация; (законы, указы, постановления правительства, приказы и письма финансовых органов, начиная с Минфина России и Федеральной налоговой службы).
2. Внешняя экономическая информация, в том числе таможенная, биржевая и валютная.
3. Нормативная информация (инструкции, нормы, методические указания).
4. Финансовая отчетность.
5. Бухгалтерская отчетность
6. Статистическая отчетность.
7. Прочая локальная отчетность для оперативного использования.
Особое место в комплексном информационно-аналитическом обеспечении ФМ занимает финансовая отчетность.
Финансовая отчетность дифференцируется: для внутреннего и для внешнего пользования.
а) внутренние пользователи – это управленческий персонал организации, которому отчётность нужна:
для составления финансовых планов;
для управления выручкой от реализации за счет изменения показателей себестоимости и цены;
для планирования и реализации инвестиционной политики, в т. ч. политики привлечения заемного капитала;
б) внешние пользователи:
- собственники предприятия
- кредиторы
- поставщики и оптовые покупатели
- органы государственного управления;
- акционеры
- аудиторские фирмы (и службы внутреннего аудитаорганизации)
- финансовые консультанты
- торговые биржи
- пресса
Главные требования к финансовой отчетности – это:
1) полезность для пользователей и уместность (значимость для тех или иных вопросов ФМ (управления финансами).
2) достоверность и преобладание экономического содержания над юридической формой;
3) нейтральность (равнозначность для любой группы пользователей);
4) понятность (пользователи должны иметь возможность пользоваться без специальной профессиональной подготовки);
5) сопоставимость – отчётность должна быть последовательной и содержать данные за несколько отчетных периодов.
Основными элементами финансовой отчетности, необходимыми для ФМ, являются:
а) Активы;
б) Пассивы, в том числе собственный капитал;
в) Доходы, расходы, прибыли и убытки, то есть показатели, отражающие операции и события, повлиявшие на финансовое положение предприятия в течение отчетного периода (от этих показателей зависит уровень активов и пассивов, в т. ч. собственный капитал.
Ограничительными принципами финансовой отчетности являются:
1) Осторожность (консерватизм) – не должны быть завышенных оценок и радужных прогнозов развития;
2) конфиденциальность – не должно быть ущерба для конкурентоспособности предприятия.
Основными формами финансовой отчетности для целей ФМ являются:
Баланс и Отчет о прибылях и убытках плюс другие формы годовой отчетности.
Основные методы анализа финансовой отчетности:
а) чтение отчетности; = это изучение абсолютных показателей в динамике за отчетный период;
б) горизонтальный анализ; = определение абсолютного и относительного изменения различных статей за отчетный период в сравнении;
в) вертикальный анализ; = с целью выявления удельного веса отдельных статей в общем итоге соответствующего показателя (100%)
г) трендовый анализ; = анализ отклонений за ряд лет; базисный уровень принимается за 100%;
д) расчет финансовых коэффициентов; = они описывают финансовые пропорции между разными статься отчетности = в сравнении с какой-либо базой:
с общепринятыми стандартами;
со среднеотраслевым уровнем;
с аналогичными показателями предшествующих периодов;
с показателями конкурирующих предприятий;
с какими-либо другими показа елями своей фирмы.
Конечно, для полного использования возможностей ФМ нужна и управленческая информация.
Далее можно привести пример о том, какую подробную информацию, по утверждению представителей фирмы "Эрнст энд Янг", требуют зарубежные предприниматели, чтобы решить вопрос о совместном бизнесе: о человеко-часах, машино-сменах, материалоёмкости, фондоёмкости, результатах налоговых и аудиторских проверок и т.д.).