Исчисление и уплата налога налогоплательщиками, осуществляющими частную деятельность
Порядок исчисления и уплаты единого социального налога индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, не производящими выплаты в пользу физических лиц, установлен ст. 244 Налогового кодекса РФ.
1) Для индивидуальных предпринимателей предусмотрен следующий порядок.
Данные налогоплательщики производят уплату авансовых платежей налога в текущем налоговом периоде.
При этом для исчисления суммы авансовых платежей предусмотрены три способа:
- исходя из налоговой базы прошлого налогового периода;
- исходя из предполагаемого дохода в случае начала осуществления деятельности;
- исходя из предполагаемого дохода в случае значительного его изменения.
По общему правилу, исчисление суммы авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом исходя из налоговой базы данного налогоплательщика за предыдущий налоговый период и ставок, указанных в п. 3 ст. 241 Налогового кодекса РФ.
Если указанные налогоплательщики начинают осуществлять предпринимательскую или иную профессиональную деятельность после начала очередного налогового периода (календарного года), то они обязаны в пятидневный срок по истечении месяца со дня начала осуществления деятельности представить в налоговый орган по месту постановки на учет заявление с указанием сумм предполагаемого дохода за текущий налоговый период. При этом сумма предполагаемого дохода, а также сумма предполагаемых расходов, связанных с его извлечением, определяется налогоплательщиком самостоятельно. Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период в этом случае также производится налоговым органом исходя из суммы предполагаемого дохода с учетом расходов, связанных с его извлечением, и ставок, предусмотренных для данной категории налогоплательщиков. При значительном увеличении доходов (более чем на 50%) налогоплательщик обязан предоставить уточненную декларацию в месячный срок после установления данного обстоятельства с указанием сумм предполагаемого дохода на текущий налоговый период.
При значительном уменьшении доходов (более чем на 50%) налогоплательщик вправе предоставить уточненную декларацию в месячный срок после установления данного обстоятельства новую декларацию с указанием сумм предполагаемого дохода на текущий налоговый период.
Напомним, что срок представления уточненных деклараций был установлен Федеральным законом от 24 июля 2007 года, который внес соответствующие дополнения в п. 3 ст. 244 Кодекса. Указанные дополнения вступили в силу с 1 января 2008 года. До указанного времени информация о сроках представления таких деклараций в законе вообще отсутствовала, что, соответственно, исключало ответственность налогоплательщиков по ст. 119 Налогового кодекса РФ за их несвоевременное представление.
На основании уточненной декларации налоговый орган в пятидневный срок со дня подачи декларации производит перерасчет авансовых платежей налога на текущий год по не наступившим срокам уплаты.
Полученная в результате такого перерасчета разница подлежит уплате в установленные для очередного авансового платежа сроки либо зачету в счет предстоящих авансовых платежей.
Уплата авансовых платежей осуществляется налогоплательщиками на основании налоговых уведомлений:
- за первое полугодие- не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;
- за третий квартал- не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;
- за четвертый квартал- не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.
Приказом Федеральной налоговой службы от 27.12.2004 г. N САЭ-3-05/173 утверждена форма налогового уведомления на уплату авансовых платежей по единому социальному налогу.
Окончательный расчет налога производится налогоплательщиками самостоятельно, отдельно в отношении каждого фонда. Сумма налога, подлежащая уплате в каждый фонд, определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.
При этом также как при исчислении авансовых платежей для исчисления суммы налога применяемые ставки налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, уменьшаются на ставки тарифа страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию, подлежащего уплате в Пенсионный фонд РФ. Указанные ставки по налогу не могут быть ниже, чем одна вторая ставок по налогу, установленных для данной категории налогоплательщиков п. 3 ст. 241 Налогового кодекса РФ с учетом их изменения при применении регрессивной шкалы.