Финансовый механизм и основные направления ФМ организации
Схема (алгоритм) механизма финансового менеджмента:
1. Формирование правового и нормативного обеспечения системы ФМ предприятия;
2. Структура системы ФМ:
а) Организационная структура управления финансами;
б) Персонал управления финансами;
в) Финансовые инструменты управления;
г) Финансовые методы управления;
д) Система текущей финансовой информации;
е) Технические и электронные средства ФМ;
3. Объекты управления финансами:
а) Денежные накопления и текущие поступления денежных средств (по результатам деятельности, от учредителей, партнёров, спонсоров, из бюджетов разных уровней);
б) Сформированные финансовые активы всех видов;
в) Сложившиеся финансовые отношения, в том числе с бюджетом, дебиторами и кредиторами;
4. Этапы ФМ:
а) Маркетинг товарного и других рынков, иных сегментов внешнего окружения предприятия;
б) Финансовый менеджмент материально-сырьевых потоков;
в) ФМ производственного процесса и себестоимости продукции, работ, услуг;
г) ФМ продвижения собственной товарной продукции на соответствующем рынке;
д) ФМ денежного потока в обороте "товар – деньги – капитал";
5. Управление изменениями в сложившейся системе ФМ предприятия и его окружения (по всей вертикали схемы).
Основные направления финансового менеджмента предприятия
1. По управлению финансами и их организацией на долгосрочный период:
а) определение рациональной структуры пассивов предприятия в смысле соотношений между заемными и собственными средствами с учетом допустимого уровня финансового риска;
б) разработка рациональной дивидендной политики, учитывающей как интересы партнеров (инвесторов), так и необходимость наращивания собственных средств за счет полученной прибыли;
в) формирование наилучшей структуры заемных средств по форме кредитов, срокам и условиям их получения (т.е. их стоимости);
2. по финансовым аспектам использования (эксплуатации) активов:
а) определение основных направлений расходования финансовых средств исходя из стратегических и тактических целей организации;
б) формирование наилучшей структуры активов организации; в) регулирование объема и динамики изменения финансовых результатов с учетом приемлемого уровня предпринимательского риска.
3. по осуществлению стратегии финансового менеджмента:
а) проведение эффективной инвестиционной политики на основе анализа и оценки предлагаемых инвестиционных проектов;
б) финансовый мониторинг (контроль) реализации утвержденных бизнес-планов и инвестиционных проектов.
4. по осуществлению тактики ФМ:
а) осуществление комплексного оперативного управления оборотными активами и краткосрочными обязательствами организации – денежными средствами, дебиторской задолженностью, запасами сырья и готовой продукции, кредиторской задолженностью и краткосрочными кредитами;
б) управление ценообразующими факторами и маркетинговыми исследованиями с учётом их влияния на финансовые результаты деятельности организации в целом и ее подразделений;
в) осуществление налогового менеджмента в рамках действующего законодательства.
5. по сочетанию (увязке) стратегии и тактики в деятельности организации
а) обеспечение финансового прогнозирования и планирования в организации;
б) определение конкретных финансовых рубежей и необходимых тактических шагов по обеспечению нормальной финансовой среды для организаций и предупреждению негативных тенденций в ее развитии.
в) проведение взвешенного риск-менеджмента, в т. ч. в форме страхования.
6. по внутреннему финансовому контролю:
а) системный анализ бухгалтерского и операционного учета и отчетности как информационной базы для приятия тех или иных финансовых решений;
б) разработка эффективной организационной системы для комплексного финансового анализа с участием всех подразделений организации, контроль за работой системы финансового анализа и отчетности.