Анализ на основе данных из внутреннего источника
Суть экономического анализа в этом случае заключается в сопоставлении сумм разных налогов, подлежащих уплате и исчисляемых организацией в зависимости от показателей ее финансово-хозяйственной деятельности.
Используя данные, имеющиеся в распоряжении налоговой инспекции, проверяющий, анализируя состав доходной и расходной частей, делает выводы о возможных уровнях налогов, которые должен исчислить и уплатить налогоплательщик. Приведем несколько примеров, которые помогут проследить такую взаимосвязь.
Так, если организация заявляет в составе затрат значительную долю расходов на оплату труда, то, очевидно, следует ожидать немалые суммы поступлений ЕСН. Аналогичную зависимость можно проследить в отношении НДС и налога на прибыль. Может возникнуть иная зависимость: если фирма декларирует значительные суммы НДС к возмещению за счет экспорта, то изменение мировых цен на экспортируемые товары должно прямо пропорционально влиять на размер налогооблагаемой прибыли, и наоборот.
Также ФНС России обратила внимание на формулу, которую проверяющие могут использовать для контрольного соотношения НДС и налога на прибыль:
НДС = (прибыль + расходы на оплату труда + амортизация + налоги + расходы, по которым НДС не возмещается) х 18%.
При сравнении показателей об объемах реализации и уровне себестоимости продукции (работ, услуг) в бухгалтерском и налоговом учете следует уточнить колебания указанных показателей. Если показатели в бухгалтерском и налоговом учете фирмы значительно отличаются, то проверяющий потребует от организации уточнить (пояснить) показатели незавершенного производства и показатели готовой продукции предыдущих отчетных и текущих отчетных периодов, при этом следует учесть, что на уровень реализации могла оказать влияние продукция, не реализованная в предыдущем периоде. Если, например, основной причиной данных расхождений фирмы указана инфляция, то бухгалтеру нужно учесть, что она должна влиять и на уровень доходов от реализации.
Вышеприведенные зависимости не позволяют определить конкретные суммы налогов. Их первоочередная цель заключается в формировании определенных тенденций в объемах различных налогов, которые должны отслеживаться налоговыми органами для контроля правильности заявленных сумм.
Таким образом, как указано в Методических рекомендациях, осуществляя мероприятия камерального налогового контроля, налоговый орган должен в первую очередь обращать внимание на взаимоувязку налоговых баз по различным видам налогов.