Выездная налоговая проверка
Налогоплательщик вправе в 2-х недельный срок со дня получения акта выездной проверки представить в соответствующий налоговый орган возражения (объяснения) по акту в целом или по его отдельным положениям.
В течение 14 дней по истечении срока на представление налогоплательщиком возражений (объяснений) на акт выездной налоговой проверки, руководитель (заместитель) налогового органа с учетом замечаний и объяснений налогоплательщика выносит решение по материалам проведенной выездной проверки.
По результатам рассмотрения материалов выездной проверки руководитель (заместитель) налогового органа может вынести одно из следующих решений: а) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности; б) об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности; в) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой выездной проверки, должно быть направлено ему в 10-тидневный срок с даты вынесения соответствующего решения. В требовании будет установлен срок (не более 10 дней) на добровольную уплату недоимки, пеней, а также налоговых санкций в случае совершения налоговых правонарушения.
После истечения срока на добровольное исполнение, взыскание налога с организацией (недоимки) и пеней может быть произведено в бесспорном порядке, а сумма налоговых санкций (штрафы) может быть взыскана только в судебном порядке.
Если при рассмотрении материалов выездной проверки, налоговики не учли возражений (объяснений) и решение вынесено не в пользу налогоплательщика, то есть два пути обжалования: в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.
Подать жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу можно в течение 3 месяцев с того момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о вынесении решения. Если 3 месяца прошли, налоговый орган, в который подается жалоба, может пропущенный срок восстановить. Об этом налогоплательщик должен попросить либо в самой жалобе, либо в отдельном ходатайстве, описав при этом уважительные причины, которые препятствовали своевременной подаче жалобы. При этом подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд. В соответствии с п.4 ст.198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщику стало известно о нарушении его прав и законных интересов.
Следует отметить, что ненормативный правовой акт налогового органа может быть признан судом недействительным не только в связи с неправильным применением налоговым органом материального права, но и процессуального (нарушения порядка составления соответствующего решения по результатам выездной проверки, требования, порядка проведения мероприятий по налоговому контролю), поэтому рассматривать перспективу обжалования таких актов нужно всегда.
Из арбитражной практики (Информационное письмо Пленума ВАС РФ №71 от 17.03.03) - выездная налоговая проверка:
1. пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного статьей 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней.
2. отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации (статья 80 НК РФ) по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.