Цели, задачи и функции финансового менеджмента (ФМ)
ФМ – это управление формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов любых хозяйствующих субъектов.
ФМ имеет большое значение в предпринимательстве, т.к даже не занимаясь чисто финансовыми проблемами, руководители предприятий и организаций должны иметь достаточно полное представление об управлении финансами, - ведь именно на этой основе и можно принять правильное и реалистичное управленческое решение.
Это условие (требование) полностью относится и к руководителям в сфере коммерческой (т.е. торгово-посреднической) и банковской деятельности.
ФМ как вид профессиональной деятельности направлен на достижение целей предприятия, фирмы путем накопления и эффективного использования финансовых ресурсов, путем авансирования основного капитала в производство и инвестирования капитала в развитие бизнеса.
В процессе ФМ кругооборот финансовых средств планируется, организуется и контролируется, а при необходимости этот кругооборот максимизируется, минимизируется или оптимизируется по конкретным промежуточным и конечным показателям.
Основными целями ФМ является максимизация рыночной стоимости организации (т.е. хозяйствующего субъекта), а также обеспечение финансовой устойчивости управляемой социально-экономической системы.
В рамках достижения основных целей предприятия в процессе ФМ решают следующие задачи:
1) как управлять финансами организации с учетом меняющейся рыночной конъюнктуры;
2) как строить в современных условиях финансовую стратегию и тактику, как сочетать долгосрочное и краткосрочное финансовое планирование;
3) как оценивать перспективы организации (предприятия) с учетом фактора инфляции;
4) как управлять налоговой средой с учетом специфики деятельности фирмы.
Исходя из целей и задач, формируются основные функции ФМ.
Основные функции ФМ – это:
а) исследование внешней экономической среды и прогнозирование конъюнктуры соответствующего сегмента рынка – рынка финансов;
б) анализ текущего финансового состояния хозяйствующего субъекта;
в) принятие решений и установка целей в развитии хозяйствующего субъекта;
г) определение задач и разработка финансовой политики и стратегии по выбранным направлениям управления деятельностью организации;
д) организация долгосрочного, текущего и оперативного финансового планирования в рамках утвержденной стратегии развития организации;
е) координация и контроль за реализацией намеченных планов и проектов;
ж) взаимодействие с органами государственной и муниципальной власти и управления, с субъектами финансовой инфраструктуры по вопросам, требующим подчинения, согласования и координации.
Финансовый менеджмент как особая подсистема общей системы управления в любой сфере предпринимательства тесно переплетается с другими сферами управленческой деятельности: кадровым менеджментом, прогнозированием и планированием, управлением качеством продукции и услуг, маркетинговыми исследованиями и т.д.
На основе ФМ можно развивать самофинансирование любого бизнеса.