Порядок привлечения к ответственности за нарушение правил применения контрольно-кассовых машин при ведении денежных расчетов с населением
Организации и предприниматели могут применять в расчетах только исправную, опломбированную в установленном порядке и отвечающую всем требованиям ККТ, но еще и при условии, что, во-первых, она включена в государственный реестр контрольно-кассовой техники и, во-вторых, зарегистрирована в налоговом органе. В названном Положении подробно регламентируется процедура регистрации ККТ в налоговом органе (п.15).
Для регистрации ККТ пользователь должен подать в налоговую инспекцию заявление, по форме, утвержденной ФНС РФ. Заявление о регистрации ККТ, которую предполагается использовать в обособленном подразделении (филиала) подается в налоговую инспекцию по месту нахождения подразделения (филиала). К заявлению необходимо приложить паспорт ККТ, подлежащий регистрации, выданный поставщиком ККТ, и подлинник договора на техобслуживание, заключенного с центром технического обслуживания (ЦТО). Налоговики не позднее 5 рабочих дней с даты представления заявления и необходимых документов регистрируют ККТ путем внесения сведений о ней в книгу учета ККТ. Одновременно с регистрацией ККТ пользователю выдается карточка регистрации, а так же возвращаются документы, прилагавшиеся к заявлению. Перерегистрация и снятие с учета ККТ осуществляется в 5-дневный срок в той же налоговой инспекции на основании поданного заявления пользователя с приложением карточки регистрации и паспорта ККТ. А вот в случае истечения срока амортизации ККТ, исключенной из Госреестар, снятие ее с регистрации осуществляется инспекцией самостоятельно, при этом об этом налоговики уведомляют пользователя не позднее дня, следующего за днем истечения нормативного срока ее амортизации (а раньше организации оповещали об этом за 30 дней до истечения срока изменения ККТ). Однако независимо от того получила ли организация или индивидуальный предприниматель уведомление о снятии ККТ с учета или нет, пользоваться ею по истечении срока амортизации нельзя и по сообщению Минфина РФ за это пользователь может быть оштрафован. Поэтому в настоящее время, до получения официального разъяснения по этому поводу, пользователю будет безопаснее самому подать заявление о снятии такой ККТ с учета.
Положением установлены обязанности хранения документации, связанной с производством, техподдержкой и использованием ККТ. Поставщики и ЦТО должны хранить учетный талон, а пользователь и документы, связанные с приобретением, регистрацией, эксплуатацией ККТ. Так же устанавливает новый порядок хранения документации, связанной с приобретением, регистрацией и эксплуатацией ККТ – 5 лет с даты окончания ее использования (раньше в течение этого срока нужно было хранить только документы, подтверждающие проведение расчетов с клиентами).
Как известно ККТ, исключенная из реестра, с не истекшим сроком амортизации и ранее применявшаяся организацией или предпринимателем, в ряде случаях допускается к регистрации а налоговых органах (письма Минфина РФ от 07.06.2006 г. № 03-01-05 и от 08.05.2007 г. № 4-127.
В Положении теперь предусмотрены новые требования, касающиеся технической стороны применения ККТ, исключенных из госреестра и применяющихся до истечения нормативного срока амортизации. Такая ККТ должна соответствовать только тем требованиям, которые действовали на момент ее включения в госреестр. Ранее таких условий не было. Есть особенности оплаты товаров, работ, услуг платежными картами (п.6 Положения). Теперь при печати кассового чека с оплатой по платежной карте ККТ должна кроме кассового чека обеспечивать печать документа, подтверждающего факт осуществления расчета с использованием такой карты. При этом устройство для считывания информации с платежных карт должна входить в состав ККТ и обеспечивать ввод в нее информации о проведенном расчете с использованием платежной карты. Так что теперь организации и предприниматели, независимо где они продают товары, оказывают услуги и работы через пластиковые карты должны иметь соответствующие модели ККТ или дополнительно через ЦТО иметь соответствующее устройство для такого учета. Положением предусмотрено, что при вводе информации и замене накопительной фискальной памяти осуществляется только поставщиком или ЦТО и при обязательном участии представителя налоговых органов. Ранее при сдаче (оправке) ККТ в ремонт и при возвращении ее обратно составлялся акт по форме №КМ-2 с участием налоговиков. В новом Положении о ККТ этот момент не отражен. Но так как старый порядок этим Положение не отменен, то он пока действует.