Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗН)
Образован по Закону РСФСР «О занятости населения РСФСР» (19 апреля 1991 г.). Законом предусмотрен механизм регулирования занятости населения, меры социальной защиты трудящихся, принципы выплаты пособия безработным.
Постоянный процесс совершенствования техники, технологии в свою очередь неизбежно ведет к отказу от одних профессий и появлению потребности в других, а также изменению количества занятых на тех или иных операциях, производствах, сферах деятельности. В результате структурная перестройка народного хозяйства, как правило, сопровождается структурной безработицей. На Западе в 80-х годах по этой причине насчитывалось около 30 млн. Человек, временно не имеющих работу. Непосредственное влияние на уровень занятости оказывают темпы развития экономики. По расчетам международных экспертов уровень нормальной безработицы составляет 6% трудоспособного населения.
ГФЗН создан для финансирования мероприятий, связанных с реализацией государственной политики занятости населения. Необходимость в этом фонде возникла с появлением в стране категории граждан - безработных.
Порядок образования и расходования средств определяется Положением о Государственном фонде занятости, утвержденным Верховным Советом РФ 8 июня 1993 г. В соответствии с Положением Фонд формируется за счет:
обязательных страховых взносов работодателей;
обязательных страховых взносов работающих;
ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации;
добровольный взносы юридических и физических лиц и др.
Средства ГФЗН направляются на:
программы активной политики занятости, в том числе на профессиональное обучение и консультирование, создание и сохранение рабочих мест, компенсационные выплаты и субсидии к заработной плате, на организацию общественных работ, переезд безработных в другие места;
программы материальной поддержки безработных - пособия, материальная помощь, досрочная пенсия;
информационную поддержку программ занятости;
страховой резерв;
содержание служащих Фонда.
Управление ГФЗН РФ осуществляется Государственным комитетом РФ по занятости, а также центрами при представительных органах власти. Непосредственное руководство Фондом возложено на Правление Фонда.
Эффективность решения задач, стоящих перед Фондом занятости, во многом зависит от выработки и соблюдения принципов использования его средств. Так, важнейшим принципом выплаты пособия по безработице является «заработанность» права на него. Это означает, что человек должен, как правило, иметь трудовой стаж. Причем размер пособия не должен зависеть от количества лет, в течение которых человек трудился. На размер пособия влияет также уровень заработной платы гражданина на последнем месте работы. Обычно в развитых странах уровень пособия составляет 50-60% заработной платы, в Швеции - 80%.
Размер страховых взносов плательщиков в ГФЗН устанавливается законодательным органом по представлению Правительства РФ. Освобождены от платы в Фонд те же категории, что и по Пенсионному фонду. Кроме того, не являются плательщиками религиозные объединения и находящиеся в их собственности предприятия, учреждения и организации, созданные для осуществления их уставных целей.