Законодательные аспекты регулирования пенсионного обеспечения
Пенсионное обеспечение в Республике Казахстан регламентируется Законом Республики Казахстан от 20 июня 1997 года "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" (с изменениями и дополнениями по состоянию на 19.03.2010 год).
В соответствии с новой накопительной пенсионной системой пенсионный счет состоит из взносов, произведенных работодателем (равных минимум 10% от заработка), и полученного инвестиционного дохода.
Пенсионный счет = Взносы + Инвестиционный доход
Размер пенсии будет больше в случаях, если:
доход растет - взносы возрастают;
- дольше срок работы - в этом случае деньги будут инвестированы на более длительный срок и заработают больше процентов;
- производятся дополнительные добровольные взносы, при этом сокращается налогооблагаемый доход (при условии, что добровольные взносы за месяц не превышают 10-кратного размера месячного расчетного показателя); к тому же, инвестиционный доход, полученный на взносы, также не будет облагаться налогом.
работодатель перечисляет больше установленного обязательного минимума, то есть больше 10% от заработной платы. Эти взносы вычитаются при исчислении налога для работодателя, при условии, что за месяц они не превышают 20-кратного размера месячного расчетного показателя.
Люди, вышедшие на инвалидность до 1 января 2001 года, смогут получить свои пенсионные накопления целиком. Кроме того, следует помнить, что пенсии по инвалидности, в случае потери кормильца и по возрасту перешли в разряд социальных пособий, и будут выплачиваться Министерством труда и социальной защиты населения из средств Республиканского бюджета в соответствии с новым законом о социальных пособиях [4].
В соответствии с пенсионной системой, существовавшей до 1998 года пенсионные взносы собирались Государственным пенсионным фондом на областном уровне.30% этих взносов затем отправлялись на республиканский уровень для перераспределения. Для выплаты пенсий в своих областях местные отделы социального обеспечения использовали собранные у себя в области взносы, а также перечисления с республиканского уровня. Новая накопительная система упразднила Государственный пенсионный фонд и создала Государственный центр по выплате пенсий (Пенсионный центр). Теперь Пенсионный центр собирает все взносы на республиканском уровне и осуществляет пенсионные выплаты пенсионерам. Если взносов недостаточно для осуществления пенсионных выплат, то производится прямой перевод из республиканского бюджета в Пенсионный центр для выполнения обязательств по пенсиям. В новую накопительную систему встроено несколько защитных механизмов, гарантирующих ее силу:
Законодательная структура: новая накопительная система поддерживается многочисленными законами и положениями, которые были приняты для поддержания целей новой системы.
Регулярный надзор: правительство сделало больше, чем просто издало законы и постановления. Оно также определило три института, которые осуществляют надзор за накопительной системой: Национальное пенсионное агентство (НПА), которое несет ответственность за выдачу лицензий и надзор за пенсионными фондами; Национальная комиссия по ценным бумагам (НКЦБ), которая несет ответственность за выдачу лицензий и контролирует работу управляющих компаний и кастодианов (сейчас этим занимается Агентство финансового надзора); Государственный центр по выплате пенсий (ГЦВП), который несет ответственность за сбор взносов и перераспределение их в соответствующие пенсионные фонды, а также за присвоение Социального индивидуального кода каждому работнику. ГЦВП также выплачивает пенсии сегодняшним и будущим пенсионерам.