Правовое регулирование пенсионного обеспечения в РФ
Бюджет Пенсионного фонда РФ (ПФР) - второй по величине после федерального, поэтому эффективность и целесообразность использования бюджетных средств является существенной задачей в его деятельности. В связи с этим возникает вопрос о контроле за осуществлением этой деятельности. Структура контроля за деятельностью Пенсионного фонда России (См. в приложении 2).
В соответствии с ФЗ РФ «О бюджете Пенсионного фонда России на 2009г. и плановый период 2010-2011гг» На 2009 год общий объем доходов бюджета спланирован в сумме 3 217 млрд. рублей. Расходная часть бюджета определена в размере 2 911 млрд. рублей. Таким образом, предусматривается, что предельный объем профицита бюджета 2009 года составит 306 млрд. рублей. На плановый период 2010 и 2011 годов предполагается увеличение поступлений в доходную часть бюджета до 4 102 млрд. рублей в 2010 году и 4 757 млрд. рублей в 2011 году. С учетом планируемых расходов в указанный период профицит бюджета 2010 и 2011 годов составит, соответственно, 380 млрд. рублей и 489 380 млрд. рублей. Следует отметить, что бюджет Фонда на 2009 и 2010 год спланирован с дефицитом в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий. К 2011 году в указанной части профицит бюджета составит 9,87 млрд. рублей. Законом, в частности, утверждено распределение бюджетных ассигнований и межбюджетных трансфертов, установлены особенности исполнения бюджета Фонда в 2009 году.
Контроль за использованием средств бюджета ПФР осуществляется Счетной палатой РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также наблюдательным советом страховщика, создаваемым в порядке, определяемом Правительством РФ. Счетная Палата РФ проводит детальные проверки ПФР и его региональных отделений и осуществляет следующие задачи:
· организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей ПФР по объемам, структуре и целевому назначению;
· определение эффективности и целесообразности расходов;
· оценка обоснованности доходных и расходных статей бюджета ПФР;
· финансовая экспертиза проекта бюджета ПФР;
· анализ соответствия плановых и фактических показателей, касающихся исполнения бюджета;
· контроль за законностью и своевременностью движения средств ПФР.
Канал отвлечения ресурсов является накопительная часть пенсионной системы, в которой участвуют работающие граждане моложе 1967 года рождения. Таким образом, значительная часть финансовых ресурсов (сейчас более трети, а в ближайшие годы - более 40%) обслуживает механизмы базовой и накопительной частей пенсионного обеспечения.