Необходимость создания и роль Федеральной службы финансово-бюджетного надзора
Сама по себе функция финансово-бюджетного надзора всегда существовала и в России, и в СССР. Недавно органы финансового надзора отметили свое 80-летие. Раньше, до революции, этим занималась чуть ли не жандармерия. До весны 2004 года в структуре Минфина существовал Департамент финансового контроля, который назывался Контрольно-ревизионное управление - КРУ Минфина России. Но в ходе административной реформы было принято принципиальное политическое решение о том, что надзорные, контрольные и иные не правоустанавливающие структуры выделяются из министерств и преобразуются в независимые организации: соответственно, в федеральные службы (надзоры) и федеральные агентства - организации, оказывающие платные услуги населению. Поэтому было принято решение о выделении КРУ и Департамента валютного контроля из системы Минфина России и их преобразовании, слиянии в Федеральную службу финансово-бюджетного надзора.
Вот основной резон - фактически единственный - для выделения из Министерства надзорных департаментов, отделов и управлений и преобразования их в отдельную службу. В общем и целом направления работы остаются теми же, что были предыдущие 80 лет - это контроль за правильностью расходования средств федерального бюджета.
Итак, в ведении Министерства финансов Российской Федерации была создана Федеральная служба финансово-бюджетного надзора[1], с функциями по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функцией органа валютного контроля. Вновь созданная Служба объединила в себе функции, исполнением которых занимались департаменты Минфина России: департамент государственного финансового контроля и департамент валютного контроля. В непосредственном подчинении данных департаментов Минфина России до административной реформы 2004 года на территориях субъектов Российской Федерации существовали контрольно-ревизионные управления и управления валютного контроля.
На базе контрольно-ревизионных управлений Минфина России в субъектах Российской Федерации были созданы Территориальные управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, которые стали осуществлять функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере и функции по валютному контролю на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации.
В связи с тем, что управления валютного контроля имели статус региональных управлений, они находились не в каждом субъекте Российской Федерации. Поэтому в первую очередь вновь созданные Территориальные управления Росфиннадзора столкнулись с проблемой, связанной с необходимостью комплектования своих штатов специалистами по валютному контролю. «Кадровый голод» не должен был повлиять на осуществление одной из основных функций территориальных управлений, поэтому многие руководители территориальных управлений приняли в то время решение о переподготовке и повышении квалификации имеющихся сотрудников.
Отличительной особенностью вновь созданных территориальных управлений Росфиннадзора от контрольно-ревизионных управлений Минфина России в части осуществления бюджетного контроля стало то, что территориальные управления Росфиннадзора перестали контролировать средства бюджетов субъектов Российской Федерации и средства местных бюджетов.
С 2004 года территориальные управления Росфиннадзора осуществляют финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, субсидий, иных межбюджетных трансфертов, а также бюджетных кредитов и ссуд.
За достаточно короткое время существования Федеральной службы финансово-бюджетного надзора произошло довольно много изменений в нормативно-правовых актах, неизменным оставалось внимание государства к функциям Росфиннадзора по осуществлению им финансового и валютного контроля на всей территории России.