Роль и место финансов в регулировании экономики
Низкая эффективность бюджетного финансирования как одного из регуляторов экономики обусловила резкое его снижение в условиях либерализации цен, дотации сохранились лишь по ограниченному кругу товаров. Несомненно, бюджетный метод обеспечивает конкретную адресность направления денежных средств, дает возможность быстрого их использования. Однако, как показала практика, финансовые потребности предприятий, не заложенные и не обеспеченные ценой и финансируемые из бюджета, порождают иждивенчество, привычку получать ресурсы из централизованных фондов.
В связи с этим в условиях их финансовой самостоятельности важным является вопрос о формировании источников финансирования расширенного воспроизводства: за счет собственных финансовых ресурсов, привлечения на акционерной основе или паевых началах денежных средств других предприятий, использования банковских кредитов, получения на определенных основаниях бюджетных ассигнований. Формируемые из различных источников финансовые ресурсы позволяют инвестировать средства в новое производство, расширять действующие предприятия, финансировать прикладную науку и внедрять ее результаты в производство и т. д.
Финансовое регулирование экономики происходит в трех формах: самофинансирование, кредитование и государственное финансирование [4, с. 28]. Самофинансирование базируется на использовании собственных финансовых ресурсов субъектов хозяйствования, а при их недостатке используются кредитные ресурсы или заемные в форме выпуска ценных бумаг. Кредитование – способ финансового обеспечения воспроизводственного процесса за счет ссуд банка, предоставляемых на условиях срочности, платности и возвратности.
Государственное финансирование производится на безвозвратной основе за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов.
На практике все перечисленные формы финансового обеспечения воспроизводственных затрат применяются одновременно.
Одним из важных инструментов регулирования экономики являются финансовые стимулы. В составе финансовых стимулов развития экономики и роста ее эффективности можно выделить: приоритетные и наиболее эффективные направления инвестирования финансовых ресурсов, стимулирующие поощрительные фонды, бюджетные стимулы, налоговые льготы и санкции. Можно выделить следующие основные направления инвестирования финансовых ресурсов:
а) финансирование структурной перестройки экономики в направлении развития приоритетных для республики направлений;
б) финансирование и финансовая поддержка наукоемких технологий и производств, основанных на национальных сырьевых ресурсах;
в) финансирование новых перспективных конкурентоспособных отраслей, направлений и отдельных производств;
г) финансирование затрат, связанных с развитием непроизводственной инфраструктуры, воспроизводством рабочей силы, повышением ее квалификации, развитием науки, профессиональной подготовкой кадров и ориентацией их на новые технологии [3, с. 86].
Экономическое стимулирование через систему стимулирующих поощрительных фондов реализуется в форме создания фондов экономического стимулирования на самих предприятиях с установлением фондообразующих показателей для их формирования в зависимости от целевых ориентиров, которые устанавливает государство через финансовую политику. В качестве ориентиров могут быть рост доходности и рентабельности, рост производства продукции, в том числе конкурентоспособной продукции, качественные показатели и т. д.
Повышение эффективности экономики и ее отдельных отраслей может обеспечиваться через систему бюджетных стимулов, выступающих в форме льгот по налогам, полному или частичному освобождению от отдельных налогов. Стимулирующий характер системы бюджетного финансирования состоит в поддержке высокоэффективных или социально значимых проектов.
Для этого необходима разработка специфических принципов, форм и методов предоставления финансовых ресурсов субъектам хозяйствования. Не исключено, что систему бюджетного финансирования следовало бы дополнить и заменить на систему сочетания собственных, кредитных и бюджетных ресурсов. Стимулирующее значение имеет и система финансовых льгот и санкций. Льготы могут предоставляться для финансирования мероприятий по развитию новых высокотехнологичных производств, развития научно-технического прогресса, проведения природоохранных мероприятий. В качестве льготы может выступать полное или частичное освобождение от налогов прибыли предприятий. Система санкций может применяться за нарушение договорных условий, расчетной и финансовой дисциплины.