Особенности современной налоговой системы России
6. Продлено действие нулевой ставки налога на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Напомним, что в ст. 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 № 110-ФЗ установлены пониженные ставки налога на прибыль для тех сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые не перешли на уплату ЕСХН, а остались на общем режиме налогообложения. Эти ставки применяются в отношении деятельности, связанной с реализацией произведенной (а также произведенной и самостоятельно переработанной) сельскохозяйственной продукции.
Однако, по моему мнению, все вышеперечисленные новшества могут и не дать положительный эффект. Дело в том, что они разрабатывались до экономического кризиса, который начался в октябре 2008 года, и не соответствуют реалиям сегодняшнего дня. По данным министра экономического развития РФ только в апреле 2009 года спад производства и падение ВВП составили 13% и 10,5% соответственно. Понятно, что падение производства резко снижает налогооблагаемую базу и приведет к значительному уменьшению суммы собираемых косвенных налогов (НДС, акцизы). К тому же растет армия безработных. По некоторым оценкам ко второму полугодию 2009 года она достигнет 3 млн. человек, а это в свою очередь приведет к падению собираемых прямых налогов (подоходный налог, налог на прибыль). В результате бюджет недополучит огромную сумму, что сразу сделает его дефицитным. Покрыть дефицит сейчас планируется за счет резервного фонда и заимствований. Однако я считаю, что можно увеличить налоговые поступления за счет возврата к прогрессирующей ставке подоходного налога.
В течение последних лет появляется тенденция к снижению доли налоговых поступлений в бюджет по сравнении с созданной налогооблагаемой базой. Это вызвано низким уровнем налоговой дисциплины, а также недостатками в работе налоговых, финансовых и банковских органов. Многие предприятия и организации скрывают доходы, уклоняются от уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды. В стране, по сути, сложилась многоканальная система ухода от налогов путем занижения налоговой базы, расчетов векселями, сокрытия средств на многочисленных счетах в различных банках, создания, в том числе и с санкции федеральных органов исполнительной власти, организационных структур и схем движения денег и расчетов, позволяющих уклоняться от уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, иных ухищрений.
В то же время одних только мер по усилению налогового контроля, укреплению налоговой дисциплины недостаточно.
Анализируя принятие и введение в действие части первой Налогового кодекса РФ можно сделать вывод, что оно явно носило скоропалительный характер, что не могло не повлиять негативно на качество самого текста этого основополагающего в области налогообложения документа. Кроме этого, пока не удалось решить одну из главных проблем: создать единую комплексную систему налогов в Российской Федерации, стабилизировать ее хотя бы в пределах одного финансового года, устранить противоречия в законодательных актах.
Но, безусловно, в Налоговом кодексе РФ содержится очень много положительного, что будет содействовать развитию экономики России, упорядочению взаимоотношений государственных органов с функционирующими на рынке хозяйственными субъектами.[16]