Субъекты управления финансовой системой

Еще одно представление финансовой системы основано на учете роли субъекта в общественном производстве. В этом случае финансовая система рассматривается как совокупность:

финансов предприятий, учреждений, организаций;

страхования;

кредитования;

государственных финансов.

Здесь важным является разделение субъектов финансовых отношений как организаторов страховой защиты и государственного регулирования от непосредственных участников производства.

Таким образом, в рамках финансовой системы выделяется совокупность, или подсистема, финансовых отношений, возникающих у хозяйствующих субъектов. Тем самым подчеркивается значительная роль финансов хозяйствующих субъектов в жизнедеятельности государства.

Одной из составляющих подсистем финансовой системы государства является совокупность государственных органов и учреждений, непосредственно осуществляющих финансовую работу. Для этого в стране создана разветвленная сеть финансовых органов и кредитных учреждений. К ним относятся: Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное казначейство Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, таможенные органы Российской Федерации, кредитные органы, государственные социальные внебюджетные фонды. Кратко охарактеризуем их.

Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г., является органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране. В систему финансовых органов входят соответствующие органы субъектов Федерации (министерства финансов республик, финансовые управления и другие органы управления финансами в краях, областях, городах федерального значения, автономных областях и округах).

Основными задачами Минфина России являются:

разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики;

концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития страны;

совершенствование бюджетной системы, разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения;

осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля;

разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков;

и другие.

Федеральное казначейство Российской Федерации образовано Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. В соответствии с Положением о Федеральном казначействе РФ от 27 августа 1993 г. № 864, оно образует единую централизованную систему органов, рассредоточенных на всей территории страны. Казначейство подчиняется Минфину России.

Основные задачи, возложенные на органы казначейства, следующие:

организация и контроль над исполнением федерального бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета на открываемых в банках счетах казначейства;

регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, контроль над поступлением и использованием внебюджетных средств;

сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, о государственных внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы Российской Федерации;

ведение операций по учету государственной казны РФ;

управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ и другими уполномоченными банками государственного внутреннего долга.

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам создано Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 г. вместо Государственной налоговой службы РФ. Это министерство входит в систему федеральных органов исполнительной власти, подчиняется Президенту РФ и Правительству страны, имеет территориальные подразделения в субъектах Федерации и городах с районным делением.

Перейти на страницу: 1 2