Основные этапы финансовой политики России
Современная налоговая система Российской Федерации слишком громоздка (очень большое количество налогов), слишком «тяжела» как для юридических, так и для физических лиц (высокий уровень изъятия доходов), очень дорогостоящая (чересчур разветвленный налоговый аппарат). Плохая собираемость налогов — одна из причин бюджетного кризиса в значительной мере обусловлена недостатками налоговой системы.
Сформирован финансовый рынок — рынок ссудных капиталов и рынок ценных бумаг. Но слабость этого рынка состоит в том, что на рынке ценных бумаг подавляющую часть составляют государственные ценные бумаги (в основном ГКО, ОФЗ), а не корпоративные ценные бумаги (акции хозяйствующих субъектов), и второй главный недостаток — бегство из сектора реальной экономики в финансовый сектор. Крах государственной пирамиды ГКО в одночасье поставил под сомнение сохранение банковской системы страны.
Обострение финансового кризиса в мае—августе 1998 г. определило необходимость изменения финансовой политики и корректировки финансового механизма. Но программа по выходу из острейшего финансового кризиса, ее основные направления и конкретные меры должны определяться на основе глубокого анализа и достоверной оценки проводимого в 1991—1998 гг. курса реформ и методов перехода к рынку.
Корректировка финансовой политики в настоящее время находится под воздействием противоречий между сторонниками монетаристской теории, отводящими главную роль жесткой кредитно-денежной политике (в основой которой лежат постоянное сжатие кредитно-денежной массы и главенствующая роль рыночного механизма в регулировании экономики), и академиками Российской академии наук, отводящими главную роль возрождению национальной экономики и государственному регулированию.
Результат семилетних реформаторских преобразований совпадает с оценкой пятилетней перестройки хозяйственного механизма: государство жило за счет безудержного роста государственного долга и скрытой формы эмиссии (постоянно возрастающей задолженности государства по выплате заработной платы, пенсий, пособий и т.д.) и находится на грани дефолта.
Финансовая ситуация, сложившаяся в России в конце 1997 — начале 1998 гг. характеризовалась ухудшением собираемости налогов и соответственно возрастанием трудностей финансирования предусмотренных по бюджету расходов и бюджетного дефицита. Попытка правительства переломить ситуацию за счет ужесточения финансовой дисциплины и расширения функций новых контролирующих сбор налогов органов (временной чрезвычайной комиссии при Президенте РФ; Федерального долгового центра; распространения функций контроля за сбором на Министерство внутренних дел); не дали ожидаемого эффекта.
Смена руководства Федеральной налоговой службы, а затем и правительства РФ тоже не улучшили ситуации.
Правительство, возглавляемое С. В. Кириенко, в марте 1998 г. сформировало программу антикризисных мер, в основе которой лежала финансовая политика, направленная на значительное сокращение бюджетных расходов по всем статьям (в соответствии с чем вводился порядок лимитного финансирования, значительно сокращавший бюджетные назначения).
Одновременно в Государственную Думу был представлен пакет документов (законов), принятие которых радикально меняло налоговую систему, систему пенсионного обеспечения, систему социальной поддержки населения и др.
С Международным валютным фондом была достигнута договоренность о предоставлении России дополнительного кредита в размере 15 млрд. долл. под эту актикризисную программу.