Денежные реформы в России

В начале 1998г. страна вновь оказалась ан грани экономического кризиса. Спровоцировало его резкое падение мировых цен на основные экспортные товары России – нефть, нефтепродукты, газ, цветные металлы (на 20-40%). Неизбежным следствием этого стал скачкообразный рост долга государства рабочим и служащим по выплате заработанных ими денег и социальных пособий. Правительство С.В.Кириенко с ходу приступило к разработке антикризисной программы. Стержневой ее частью стали переговоры о получении новых «стабилизационных» кредитов в 15 млрд. долларов от Международного финансового фонда. Однако получение части кредита не спасло положения. Очередных выплат по погашению долгов бюджет бы не вынес. 17

августа

1998г

. было объявлено о решении девальвировать

рубль, введении одностороннего моратория на банковские расчеты с Западом и выплату дивидендов по ГКО и о замораживании счетов частных банков. Последствиями стали массовые оттоки инвестиций, резкий рост инфляции (раскручивание девальвационно-инфляционной спирали), паралич в банковской системе. Доверие населения к рублю было окончательно подорвано. В связи с ростом цен на импортные товары упал уровень жизни населения и производства. Девальвация имела и некоторые положительные стороны. Падение курса рубля создало значительный потенциальный запас ценовой конкурентоспособности для российского реального сектора – как для отраслей-экспортеров, так и для импортозамещающих производств. Россия вновь, как и в 1992-1994 гг. превратилась в относительно «дешевую» по отношению к доллару страну. Довольно ярко эффект удешевления российской продукции проявился в снижении долларовых цен на отечественные автомобили и бензин на внутреннем рынке. В конце 1998 – начале 1999 гг. вследствие девальвации цены на автомобили «ВАЗ» (в долларовом выражении) вернулись к уровню 1992г. (а на бензин – 1993г.). Тем самым не только было нейтрализовано подорожание отечественной продукции за годы инфляции, но и произошло резкое сближение цен на отечественные товары с их реальными качественными характеристиками (для автомобилей) или с их реальным уровнем налогообложения (для бензина).

Плюсы и минусы девальвации 1998г. в России:

плюсы

минусы

1. Значительно улучшилось сальдо внешнеторговых операций России на 1999г. в результате резкого сокращения импорта. Повысилась ценовая эффективность экспортных операций (от -10% до 160-180% к концу года) по основной номенклатуре сырьевых и экспортных товаров.

1. Резко обострилась проблема внешней задолженности государственного и частного секторов экономики. Федеральное правительство де-факто объявило дефолт по половине своих обязательств, ряд регионов не смог справиться с финансовыми обязательствами, номинированными в иностранной валюте.

2. Экспортеры существенно укрепили финансовое положение, смогли снизить относительное бремя задолженности бюджету и др. кредиторам. Так, если в первой половине 1998г. долги нефтяной отрасли перед бюджетом превышали трехмесячный объем экспортной выручки, то в декабре они составили всего месяц.

2.Курсовые потери российского банковского сектора (внешние займы и форвардные контракты) оказались наиболее существенными в результате кризиса.

3. За счет увеличения финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении экспортеров, произошел определенный рост денежных накоплений в реальном секторе.

3. Сокращение импорта, в первую очередь потребительских товаров, привело к снижению совокупных объемов потребления населения и, следовательно, к снижению уровня его жизни.

4. Сокращение импорта расширило спрос на отечественные товары. Улучшение финансового положения предприятий и повышение спроса способствовало оживлению производства в машиностроении, отчасти в легкой промышленности, в отраслях черной металлургии, лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей.

4. Удорожание импорта резко уменьшило инвестиционные возможности реального сектора российской экономики, в котором годовые финансовые накопления (прибыль плюс амортизация) в валютном эквиваленте снизились более чем вдвое. Т.о., снизилась возможность покупать импортное оборудование для замены российских изношенных основных фондов и модернизации производства.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5