Заключение
Рынок ценных бумаг во всех развитых странах является самым динами-чным сектором экономики. Его значение определяется двумя важнейшими обстоятельствами:
1) той ролью, которую он играет в инвестиционном процессе;
2) тем, что этот рынок и его финансовые институты служат эффективны-ми инструментами управления той формой организации материального производства, с которой в ХХ веке связаны основные достижения ци-вилизации, - с рыночной экономикой, где взаимодействуют принципы либерализма и государственного регулирования.
Проблемы развития рынка ценных бумаг находятся в центре внимания
большинства научных школ. Для некоторых из них характерны различные подходы к проблемам этого рынка. Эксперты ООН предприняли попытку систематизировать взгляды различных ученых США – страны, наиболее интенсивно ведущей исследования рынка ценных бумаг. Эти взгляды, при их критическом рассмотрении, представляют интерес для российских участников рынка ценных бумаг.
Господствующими являются представления двух школ:
- фундаментальной;
- технической.
Хотя в 90-е годы XX века появились и другие, менее известные школы.
Сторонники «фундаментальной школы» считают, что при изучении рынка ценных бумаг прежде всего необходимо досконально исследовать балансы, отчеты фирм и т.п. Они стремятся изучить состояние активов, доходов, объем продаж, производство отдельных корпораций, политику управления ими, состав директоров, состояние рынков и т.п. На этом основании представители школы пытаются прогнозировать возможные изменения в курсах акций. Их главная задача – определить, завышена или занижена стоимость ценных бумаг корпорации по сравнению с реальной стоимостью ее активов.
Последователи «технической школы» исходят из того, что в биржевых курсах уже отражены сведения, которые необходимо знать инвестору. Для них ведущий объект – это анализ спроса и предложения на рынке ценных бумаг. Эта школа изучает рынок ценных бумаг в отрыве от воздействия на него экономических, политических или технических факторов. Главный предмет изучения для нее – курс ценной бумаги, который будто бы является ключом к познанию всей ситуации на рынке. Представители школы считают, что важна не привлекательность ценной бумаги отдельной корпорации, а общие тенденции на рынке ценных бумаг. Вместе с тем, сторонники «технической школы» в своих исследованиях опираются на ряд других теорий. К их числу относятся:
- теория Доу, в соответствии с которой главное – прежде всего установление момента возникновения и направленность новой тенденции (к повышению или к понижению) на рынке ценных бумаг. В ее основе находятся известные индексы Доу – Джонса, на базе которых можно определить возникла ли на рынке ценных бумаг новая тенденция (на год и более), действуют ли второстепенные (несколько недель) или имеют место простые колебания курсов (сохраняются лишь в течение отдельных дней и часов). Главная задача исследования – выявить устойчивые тенденции рынка ценных бумаг;
- теория «широты рынков» (повышений – падений курсов ценных бумаг). Она основана на сопоставлении числа проданных выпусков акций, курс которых возрос, и числа выпусков тех акций, курс которых снизился. Например, если изучается выброс из 2200 выпусков акций и притом курс 1200 возрос, курс 800 снизился, а 200 остался неизмен-ным, то чистый показатель повышения – падения курсов составит 400. Если этот чистый показатель будет оставаться положительным, то тенденция на рынке будет считаться повышательной (и наоборот). В зависимости от задач исследуются различные периоды функциони-рования рынка ценных бумаг;
- теория «объема торговли» исследует объем биржевой торговли (число проданных акций) в сопоставлении с изменениями курсов этих акций. Большой объем торговли в сочетании с ростом курсов акций обычно считается признаком повышательной тенденции и служит сигналом к покупке акций, а малый – признаком понижательной. Если объемы торговли уменьшаются, то это указывает на конец повышательной тенденции на рынке и служит сигналом к продаже акций. В США и ряде других стран эта теория очень популярна;
- теория «неполных лотов» представляет собой теорию субъективного характера. Известно, что неполные лоты покупают мелкие покупатели. Если доля этих операций в объеме всей торговли велика, то это сигнал к продаже ценных бумаг (сигнал растущего риска). Наоборот, противо-положная ситуация имеет многочисленных противников и использу-ется как вспомогательный инструмент при исследовании рынка ценных бумаг;
- теория «суммарной короткой позиции», в соответствии с которой исследования строятся на основе «коэффициента суммарной короткой позиции», представляющего собой соотношение общего числа акций, проданных без покрытия, и среднего объема всех операций с акциями. Высокий коэффициент суммарной короткой позиции (большее число инвесторов, продавших акции без покрытия) является признаком повы-шательной тенденции в будущем; низкое значение коэффициента – сигнал будущего снижения курсов.