Инвестиционная деятельность компании
Незадолго до кризиса рынок страхования в России переживал период бурного развития. Последние 2-3 года в докризисный период Россия демонстрировала один из самых высоких в мире темпов роста страховых сборов. Введение ОСАГО создало новый рынок емкостью порядка $1,6 млрд. и дополнительно привлекло к страхованию свыше 10 млн. новых клиентов; одновременно сборы по страхованию юридических лиц росли более чем на 30% ежегодно. При этом, российская страховая отрасль еще очень далека от точки насыщения, что позволяет оптимистично оценивать потенциал рынка страхования в России на ближайшие 5-10 лет.
Официальные страховые сборы формируются за счет четырех различных видов деятельности:
1)"налогового" страхования - финансовых операций по оптимизации налогообложения с участием страховых компаний;
2)"кэптивного" страхования - страхования корпоративных клиентов, аффилированных со страховщиком (как правило, входящих в одну ФПГ);
3) обязательного неконкурентного страхования - страховых услуг, не торгуемых на открытом рынке (ОМС, личное страхование пассажиров, страхование жизни и здоровья военнослужащих и др.);
4) реального конкурентного страхования - сектора реальной борьбы компаний за потребителя.
В России есть ключевые предпосылки для наступления "бума" страхования жизни, по масштабам аналогичного восточноевропейскому первой половины 90-х гг. Основными сдерживающими факторами являются негативный прошлый опыт россиян по страхованию жизни и низкая доступность качественных страховых продуктов, связанная с неразвитостью специализированной агентской сети и фактическим отсутствием на рынке страховщиков, пользующихся безусловным доверием населения. Как и в других странах Центральной и Восточной Европы, обеспечить бурный рост страхования жизни и преодолеть сдерживающие факторы может приход известных международных страховых компаний.
Основным источником прибыли российских страховщиков являются собственно страховые операции. Инвестиционная деятельность приносит гораздо меньший доход. Убыточность страховой деятельности на российском рынке значительно ниже, чем на Западе. В то время как для европейских и американских страховщиков основной центр прибыли находится именно в сфере управления активами, для большинства российских компаний инвестиционная деятельность носит вспомогательный характер, а основные доходы страховые компании получают непосредственно от деятельности по страхованию, которая для большинства компаний рентабельна даже по российским стандартам отчетности.
Получая основную прибыль от непосредственно страховых операций или (по-прежнему) нерисковых "схем", многие российские страховые компании уделяют недостаточное внимание получению инвестиционного дохода от размещения средств страховых резервов, рискуя проиграть в конкурентной борьбе. Тем не менее, развитие страхового рынка приводит к тому, что все больше страховщиков пересматривают подходы к инвестиционной политике.
В число основных факторов роста инвестиционной активности российских страховщиков в течение последних нескольких лет входят: