Инвестиционный климат в России
Такого рода факты порой сводят на нет эффективность более важных мер правительства по улучшению инвестиционного климата.
Проблемы в области внешней торговли часто связаны с такими факторами, как сертификация, стандарты и различные требования к маркировке. Число наименований ввозимых товаров, подлежащих сертификации, многократно превышает соответствующие сертификационные требования, действующие в странах ЕС.
Для экономики России принципиально важно завоевать прочные позиции на мировых рынках. Учитывая низкую конкурентоспособность большей части продукции нашей обрабатывающей промышленности, для начала надо закрепиться на тех рынках, где Россия имеет свои позиции, прежде всего на рынках СНГ. Иностранные инвестиции могли бы способствовать росту российского экспорта, но при условии, что инвесторы смогут рассчитывать на рынки СНГ. В связи с этим следует признать крайне нежелательным сохранение в долгосрочной перспективе нынешнего порядка обложения НДС продукции, экспортируемой в страны СНГ, особенно на Украину. Двойное обложение НДС при поставках на украинский рынок подталкивает отечественных экспортеров на различные схемы обхода существующего порядка, например, путем экспорта через Польшу. [13]
Один из существенных факторов инвестиционного климата - политика местных властей. Важность инвестиций осознается во многих регионах, поэтому там инвесторам предоставляются налоговые освобождения и другие льготы. Основным типом стимулов, предусмотренных этим законодательством, являются фискальные льготы (по уплате налогов, подлежащих зачислению в региональный бюджет). Однако порой создается впечатление, что Россия представляет собой не единое государство. А состоит из ряда феодальных княжеств со своими собственными порядками. Этому есть ряд подтверждений:
желание захватить собственность (или участвовать в ней) как условие содействия инвестициям (Москва, Башкирия, Татарстан, Красноярск и др.);
стремление строить барьеры на пути вывоза или ввоза продукции (Краснодарский край, Белгородская, Курская, Тульская область и др.);
особые отношения с рядом предпринимателей, ограничения конкуренции, поддержка отдельных предприятий;
необоснованный отказ в регистрации хозяйствующих субъектов;
прямой запрет на осуществление отдельных видов деятельности;
не предусмотренные законодательством поборы и лицензии;
коррупция при выдаче лицензий и регистрации;
противоречие федеральному законодательству. Особенно в налоговой сфере (подавляющее большинство субъектов РФ);
излишняя бюрократизация административных процедур;
создание препятствий для миграции рабочей силы;
совмещение функций хозяйствующих субъектов с функциями органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления.
В течение нескольких лет в России были предприняты определенные усилия по реформированию бухгалтерского учета. Однако реформа осуществляется очень медленно, часть принимаемых российских правил бухгалтерского учета основана на устаревших подходах. Поэтому новые правила бухгалтерского учета сегодня не удовлетворяют требованиям ни одной категории заинтересованных внешних пользователей: иностранных инвесторов и кредиторов больше интересует либо отчетность по стандартам, соответствующим МСФО (международные стандарты финансовой отчетности), либо US GAAP; российских - инсайдерская информация, которая менее всего видна из отчетности; налоговые органы - отчетность в соответствии с требованиями налогового законодательства.
Всем категориям инвесторов необходима не только адекватная информация о положении предприятия, но и уверенность в том, что полученный (или неполученный) ими дивиденд (процент) - это результат финансово-хозяйственной деятельности предприятия. А не его учетной политики, “подстроенной" под интересы налоговых органов и не учитывающей потребности инвесторов.