Перспектива разграничения расходных полномочий между бюджетами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления
Передача финансирования заработной платы и статей по обеспечению образовательного процесса при организации начального и общего среднего образования с уровня местного самоуправления на региональный уровень власти повышает ответственность государства за гарантированные конституцией обязательства. Однако такой подход стимулирует уравнительный принцип в оплате труда педагогов, снижать их заинтересованность в повышении квалификации и в качестве преподавания.
Новым бюджетным законодательством созданы условия для ликвидации «необеспеченных мандатов» – уровень власти, устанавливающий расходное обязательство, должен обеспечивать его исполнение либо непосредственно из своего бюджета либо путем передачи субвенций бюджетам других уровней. Для предотвращения «необеспеченных мандатов» государственные минимальные стандарты устанавливаются только для «собственных» и делегированных расходов. Расчет средств должен производиться исходя из количества получателей услуг, переданные полномочия устанавливаться ежегодно законом о бюджете, фиксироваться в специальной части бюджетов для обеспечения прозрачности поступления и расходования муниципальными образованиями средств на реализацию государственных полномочий. При таком подходе у органов власти, передающих полномочия, сокращаются возможности манипулировать средствами, требующимися для их реализации.
В 2005 году отменили жесткие требования по установлению уровня оплаты труда работников бюджетной сферы для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы). Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления будут самостоятельно решать вопросы по определению уровня оплаты труда, в том числе – по различным категориям отраслей и должностей, срокам и темпам повышения расходов на оплату труда. В случае недостаточности средств в региональных и местных бюджетах субъекты Российской Федерации получили дополнительные средства на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы в 2005 году только за счет получения из федерального бюджета беспроцентных кредитов, выделяемых на покрытие временных кассовых разрывов, возникших при исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации.
В целях стабильного финансирования расходов на выплату заработной платы из региональных и местных бюджетов, недопущения снижения размера оплаты труда работников муниципальных учреждений и учреждений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, а также погашения оставшейся задолженности перед работниками организаций бюджетной сферы в 2005 году из федерального бюджета потребовалось оказание дополнительной финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы.
Таким образом, в соответствии с законодательством передача расходных полномочий осуществляется следующим образом:
- путем выделения субвенций местным бюджетам будет осуществляться обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) образования в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда, расходов на учебные пособия, технические средства обучения и т.д.
- к вопросам местного значения отнесена организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса,
- в сфере социальной политики к вопросам местного значения отнесены опека и попечительство;
К полномочиям же органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено:
- предоставление субвенций местным бюджетам для выплаты гражданам адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии со стандартами, установленными Законами Российской Федерации:
- расходы на обеспечение деятельности военкоматов;
- на областном бюджете в полном объеме будут централизованы взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Основным изменением в системе финансирования новых организаций является отказ от финансирования содержания и переход к финансированию оказанных услуг [57, с. 93].
В рамках бюджетной реформы планируется переход к новым формам финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг, главными из которых являются нормативно-подушевое финансирование и государственный (муниципальный) социальный заказ.