Заключение

Средства бюджета никогда не аккумулируются государством в натуре, а, наоборот, расходуются по мере их поступления, так что денежный фонд как таковой не образуется. Поэтому бюджет скорее представляет собой схему поступления и расходования средств, т.е. является финансовым планом государства. В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное соотношение между централизованными и децентрализованными фондами денежных средств, определяется степень участия предприятий и граждан в формировании доходов бюджетной системы, а также распределяются финансовые ресурсы в соответствии с направлениями экономической и социальной политики. Однако сущность бюджета развитых стран проявляется в тех общественных отношениях, которые связаны с мобилизацией и использованием его средств, т.е. в характеристике бюджета как экономической категории. В этом аспекте бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления общих задач государственных и административно-территориальных образований и выполнения функций соответствующих органов власти.

Анализ бюджетной системы РФ и её сравнение с бюджетными системами федеративных государств (США и ФРГ) показал, что в РФ бюджетные полномочия субъектов и местных органов намного занижены по сравнению с бюджетными системами других федеративных государств.

Кроме этого, существующий в РФ затратный метод планирования бюджетных расходов ведёт к тому, что бюджетные учреждения не имеют стимула к эффективной работе, так как результат их деятельности оценивается исходя из целенаправленности расходования бюджетных средств, а не из конечного общественного эффекта. В настоящее время одним из направлений реформирования предлагается применение программно-целевого метода планирования расходов бюджета. Суть данного метода была раскрыта в работе.

Несмотря на постепенное совершенствование бюджетной системы РФ и на улучшение отношений между бюджетами различного уровня, в Российской Федерации механизм взаимоотношений между федеральным бюджетом, региональными и местными бюджетами нуждается в серьезных корректировках, среди которых можно выделить:

1. Централизацию бюджетных ресурсов с одновременной децентрализацией бюджетных полномочий;

2. Более чёткое разграничение бюджетных полномочий, исключение совместных расходов;

3. Введение программно-целевого метода планирования расходов бюджета.

1 Примечание: Урбанизация - процесс повышения роли городов в развитии общества.