Смета как индивидуально-плановый акт
Для осуществления контроля за соответствием ассигнований, определенных в сметах и планах ассигнований распорядителей, ассигнованием, утвержденной годовой росписью ассигнований государственного бюджета и помесячной росписью ассигнований общего фонда государственного бюджета, органы Государственного казначейства проводят регистрацию и ведут учет сведенных смет и планов ассигнований распорядителей высшего уровня в разрезе распорядителей низшего уровня и получателей.
Распорядители имеют право проводить деятельность исключительно в пределах ассигнований, утвержденных сметами и планами ассигнований, при наличии выдержки, доказанного органом Государственного казначейства, который подтверждает соответствие этих документов данным казначейского учета. С этой целью распорядители, которые получили от органов Государственного казначейства выдержку, должны подать этим органам данные о делении показателей сведенных смет и планов ассигнований в разрезе распорядителей низшего уровня и получателей. Отмеченные показатели приходятся до соответствующих органов Государственного казначейства за местом расположения распорядителей низшего уровня и получателей.
Действующее законодательство предусматривает, что осуществление расходов учреждений и получателей без утвержденных в установленном порядке смет, планов ассигнований и планов использования бюджетных средств прекращается через 30 календарных дней после утверждения годовой росписи ассигнований и помесячной росписи ассигнований общего фонда соответствующих бюджетов.
Бюджетные учреждения имеют право брать обязательство относительно расходов общего фонда бюджета в соответствии со сметой и планом ассигнований исходя из потребности в обеспечении выполнения приоритетных мероприятий и с учетом осуществления платежей для погашения обязательств прошлых периодов, если другое не предусмотрено законодательством. Бюджетное учреждение не имеет права осуществлять заимствование в любой форме или предоставлять за счет бюджетных средств займа юридическим и физическим лицам. Относительно доходов бюджетного учреждения, то при составлении проектов смет в доходной части отмечаются плановые объемы поступлений, которые предусматривается направить на покрытие расходов учреждения из общего и специального фондов проектов соответствующих бюджетов.
Отчитываясь о выполнении общего фонда сметы бюджетного учреждения, распорядители бюджетных средств должны отобразить следующие показатели, которые закрепляют расходы по экономической классификации и составляют содержание сметы по расходам общего фонда.
І. Текущие расходы:
1. Расходы на товары и услуги, в том числе:
· оплата труда работников бюджетных учреждений (заработная плата, денежное содержание военнослужащих, выплаты по временной неработоспособности);
· начисление на заработную плату;
· приобретение предметов снабжения и материалов, оплата услуг и другие расходы (предметы, материалы, оборудование и инвентарь; медикаменты; продукты питания; оплата транспортных услуг и содержания транспортных средств; аренда и эксплуатационные услуги; текущий ремонт оборудования; техническое обслуживание; услуги связи и тому подобное);
· расходы на командировку;
· материалы, инвентарь, строительство, капитальный ремонт и мероприятия специального назначения, которые имеют общегосударственное значение;
· оплата коммунальных услуг и энергоносителей (оплата водоснабжения и водоотвода; электроэнергии; природного газа; других коммунальных услуг и энергоносителей);
· исследования и разработки, государственные программы.
2. Выплата процентов (дохода) по обязательствам.
3. Субсидии и текущие трансферты:
· субсидии и текущие трансферты предприятиям (учреждениям, организациям);
· текущие трансферты органам государственного управления других уровней;
· текущие трансферты населению (выплата пенсий и помощи; стипендии; другие текущие трансферты);
· текущие трансферты за границу.
ІІ. Капитальные расходы: