Понятия и принципы сметно-бюджетного финансирования
Выделение средств из бюджета на обеспечение деятельности аппарата законодательной и исполнительной власти, управления, суда и прокуратуры, обороноспособности страны, на содержание социально-культурной сферы, а также государственных и коммунальных предприятий, учреждений и организаций, которые не имеют своих доходов (бюджетных учреждений), осуществляется путем сметно-бюджетного финансирования.
Сметно-бюджетное финансирование - это метод безвозвратного, безвозмездного отпуска денежных средств на содержание учреждений, которые находятся на полном финансировании из бюджета, на основе финансовых планов – смет расходов.
Таким образом, с помощью этого метода финансируется почти вся непроизводственная сфера общества, что базируется на государственной или коммунальной форме собственности (бюджетная сфера). Объем предполагаемых расходов согласно со сметами закрепляется в бюджетах, которые принимаются на соответствующих уровнях – в Государственном бюджете, бюджете Автономной Республики Крым и местных бюджетах.
На сметно-бюджетном финансировании содержатся государственные и коммунальные:
- учреждения социальной сферы;
- образовательные учреждения – школы, средние специальные и высшие учебные заведения;
- учреждения здравоохранения – больницы и поликлиники, государственные и детские дошкольные учреждения;
- учреждения культуры – библиотеки, дома культуры, детские театры;
- объекты физической культуры;
- учреждения Министерства обороны, Национальной Гвардии, Пограничных войск, Службы безопасности Украины, Министерства внутренних дел Украины;
- органы законодательной и исполнительной власти, суды и прокуратура.
Следовательно, обеспечение бюджетных учреждений денежными ресурсами называется сметно-бюджетным финансированием. Сметно-бюджетное финансирование осуществляется на основе общих принципов бюджетного финансирования: плановость, безоплатность и необратимость, целевое направление средств, эффективность их использования, финансирование в меру выполнения плана, оптимальное сочетание собственных, бюджетных и кредитных источников, осуществление контроля над использованием средств. Дополнительными принципами сметно-бюджетного финансирования являются: получение максимума эффективности при минимуме расходов; учет ранее использованных средств. Всю финансовую деятельность государства пронизывает метод планирования, поскольку все расходы из централизованных фондов средств должны обязательно отображаться в финансовых планах. Объективной необходимостью планирования при нынешних условиях является усиление социальной направленности финансовых планов, отказ от остаточного метода финансирования социальной сферы. Финансовое планирование осуществляется путем заключения финансовых планов – индивидуальных и сведенных. Индивидуальные финансовые планы включают балансы доходов и расходов предприятий, сметы бюджетных учреждений и тому подобное. Сведенные финансовые планы разделяются на общегосударственные, территориальные и отраслевые. Общегосударственными планами является сводный финансовый баланс, государственный бюджет, баланс доходов и расходов населения. Территориальные финансовые планы – местные бюджеты, сведенные финансовые балансы территорий, планы финансовых институтов. Отраслевые включают финансовые планы министерств, ведомств, корпораций, объединений и тому подобное. Все финансовые планы связаны между собой в результате юридической и экономической природы бюджета.