Управление финансами
В то же время решение проблем, стоящих перед финансовым менеджером предприятия, невозможно без решения вопросов, которые на первый взгляд прямо к финансам не относятся (в их числе и наличие хорошо поставленного управленческого учета, и качество планирования на предприятии, и обеспеченность его высококвалифицированными менеджерами, и оптимизация налогообложения, и т.д.). Результаты финансовые, финансового менеджмента являются производными т итогов всей рыночной деятельности предприятия, качества и работоспособности всего его коллектива. Следовательно, оздоравливать финансы фирмы - это оздоравливать весь ее организм.
Поэтому в деятельности менеджеров упор приходится делать не на стандартные решения, на способность быстро и правильно оценить хозяйственную ситуацию и найти тот единственно возможный в данном положении подход, который и является в конкретных условиях оптимальным. Для современного менеджмента характерны:
• стабильное стремление к повышению эффективности производства
• бизнеса в целом;
• широкая хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решения тем, кто несет ответственность за конечные результаты: функционирования на рынке предприятия в целом или его подразделений;
• постоянная корректировка целей и программ в зависимости от состояния рынка, изменений внешней среды;
• ориентация на достижение запланированного конечного результата деятельности организации;
• использование современной информационной базы для многовариантных расчетов при принятии управленческих решений;
• изменение функции планирования от текущего к перспективному;
• выход финансового менеджмента на передний план во всей системе управления предприятия;
• упор на все основные факторы улучшения деятельности фирмы;
• оценка управления в целом только на основе реально достигнутых конечных результатов;
• максимальное применение математических методов и достижений информатики на базе ЭВМ;
• привлечение всех сотрудников фирмы к управлению ей;
• осуществление управления на основе предвидения изменений, гибких
решений;
• опора на инновации в каждом сегменте работы организации, нестандартные решения;
• проведение глубокого экономического анализа каждого управленческого решения;
• способность разумно рисковать и управлять риском;
• возрастание роли маркетинга в бизнесе до ключевой [5, с. 32-35].
Хозяйственные условия в России сегодня настолько отличаются от государств с развитой рыночной экономикой, что использование приемов и методов современного менеджмента в нашей стране не может не носить творческий, пионерский, новаторский характер при максимальном учете особенностей, традиций, специфики всей страны в целом, каждого региона, трудового коллектива. Ныне менеджмент выступает как система программно-целевого управления, текущего и перспективного планирования, прогнозирования научных разработок, организации производства, реализации продукции и услуг на основе постоянных нововведений с целью повышения эффективности хозяйствования, удовлетворения потребностей рынка и общества в целом, увеличения прибыли.