Содержание и значение финансового контроля
Субъектами финансового контроля являются уполномоченные органы (государственные контрольные органы; структурные подразделения, созданные в субъектах хозяйствования и органах государственной власти и органов местного самоуправления; негосударственные специализированные организации), а также специалисты, осуществляющие контрольную деятельность (например, аудиторы, осуществляющие
свою деятельность самостоятельно). Состав субъектов финансового контроля, их полномочия и границы ответственности определяются нормативными актами. Так, в Российской Федерации перечень органов государственного и муниципального финансового контроля установлен Бюджетным кодексом Российской Федерации. Полномочиями в области государственного и муниципального финансового контроля наделены Счетная палата Российской Федерации, контрольные палаты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, Федеральная налоговая служба и другие органы. Состав органов финансового контроля, их полномочия организации определяют самостоятельно с учетом требований действующих правовых актов. При этом, как правило, формируются отделы (управления) внутреннего контроля, которые подчиняются руководителю организации с целью обеспечения их независимости и объективности. Функции финансового контроля могут выполнять работники бухгалтерий организаций.
При проведении финансового контроля выполняются следующие этапы:
планирование контрольного мероприятия (составление плана работы, программы проверки);
организация и проведение контрольного мероприятия;
подготовка акта (если выявлены нарушения) или справки (если нарушений не обнаружено) по результатам контрольного мероприятия;
реализация материалов контрольного мероприятия (устранение выявленных нарушений, мониторинг мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков и т.д.).
Осуществление финансового контроля предполагает наличие ответственности субъектов хозяйствования, органов государственной власти и местного самоуправления, а также органов, осуществляющих финансовый контроль, и их должностных лиц. При выявлении в ходе контрольных мероприятий финансовых нарушений может возникать административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность. Ответственность путем установления и применения к нарушителям реализуется в форме мер принуждения (наказания), к которым относятся: предупреждение; наложение штрафа, начисление пени; запрещение или ограничение деятельности; запрещение на осуществление тех или иных операций, изъятие материальных и денежных средств,
конфискация, лишение свободы за хищения и другие уголовно наказуемые преступления. Например, за нарушение бюджетного законодательства в Российской Федерации могут применяться следующие меры принуждения: предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, изъятие бюджетных средств, блокировка расходов, наложение штрафа, начисление пени и ряд других.
Применяемые меры наказания, выраженные в денежной форме, называют финансовыми санкциями. Основанием для применения финансовых санкций органами государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации являются: неисполнение закона о бюджете; нецелевое использование бюджетных средств, невозврат или несвоевременный возврат бюджетных кредитов и ряд других оснований.