Правое положение Фонда социального страхования
Тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний устанавливаются ежегодно Федеральным Законом.
На сегодня Фонд социального страхования РФ - наиболее стабильно работающий государственный внебюджетный фонд, благодаря которому Ваши работники своевременно получают положенные пособия.
С 1 января 2001 года вступили в силу 4 новые главы части второй Налогового кодекса РФ, в том числе глава о едином социальном налоге.
Единый социальны налог объединил в себе взносы трех государственных внебюджетных фондов -Пенсионного, Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования. С момента введения в действие главы о Едином социальном налоге, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные внебюджетные фонды, уплачиваемых в составе единого социального налога, осуществляется налоговыми органами РФ (ст. 9 Закона "О введении в действие части второй Налогового Кодекса от 05.08.2000 г.№ 118-ФЗ).
Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в состав ЕСН не включаются и уплачиваются отдельно в соответствии с федеральными законами об этом виде социального страхования.
Для налогоплательщиков ЕСН применяются ставки налога, предусмотренные ст. 241 НК. Причем, налоговая база на каждого работника и ставка налога определяются в зависимости от налогооблагаемой базы отдельного работника.
Например, если налогооблагаемая база работника не превышает 100 тыс. руб., то начисление ЕСН производится по следующим ставкам: ПФ- 28%; ФСС - 4%; ФОМС - 3,6 %, таким образом, ЕСН = 35,6%.
Для сельхозпроизводителей ставка ЕСН в Фонд социального страхования установлена в размере 2,9 процента. К сельскохозяйственному товаропроизводителю относится юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50 процентов общего объема производимой продукции.
С 1 января 2002 года вводится в действие гл. 26_1 "Единый сельскохозяйственный налог" в соответствии с которой сельхозтоваропроизводители, доля выручки от реализации с/х продукции которых составляет не менее 70 % от общей выручки, уплачивают единый с/х налог. Однако данная глава начнет действовать, когда на местном уровне будет разработан и принят соответствующий Закон.
Сумма налога исчисляется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого Фонда, и определяться как соответствующая процентная доля налоговой базы.
Сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенные ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования.
В основу работы Фонда социального страхования РФ заложены принципы солидарности и остаточного перечисления страховых взносов, то есть страховые взносы начисляются на предприятии и расходуются на выплату пособий так же на предприятии, остаток перечисляется в Фонд социального страхования. В случае, если расходы превышают сумму начисленного единого социального налога (взноса), то исполнительные органы Фонда социального страхования выделяют дотации на выплату гарантированных пособий по социальному страхованию (п. 2.7. Инструкции о порядке расходования средств Фонда социального страхования, утвержденной Постановлением ФСС № 11 от 09.02.01 г.). Заявки на дотацию (в случае недостаточности средств) оформляются страхователем ежемесячно.