Заключение
Подводя итоги, можно сказать, что факторинг является сравнительно новой для нашей страны системой улучшения ликвидности и снижения финансового риска при организации платежей. Факторинг
- весьма эффективная форма кредитования оборотных средств поставщиков, так как по своей сути он включает инкассирование дебиторской задолженности поставщика, гарантию от кредитных рисков, от появления сомнительных долгов.
Мировая практика в области проведения факторинга выработала множества вариантов факторинговых соглашений, использование которых зависит от специфики факторинговых компаний и их клиентов.
В России факторинг не достиг того уровня, который имеется в ряде стран с развитой рыночной экономикой, но уже в настоящее время российский рынок стремительно растет. В последние два года объем факторинговых сделок ежегодно утраивался.Объем бизнеса факторинговых компаний и банков составляет порядка $5,5-5.7 млрд.
Развитие факторинга в нашей стране столкнулось с множеством проблем, например, отсутствие ясного законодательства в отношении субъекта факторинга. Факторинговые компании и банки могут развиваться еще быстрее. Главное противоречие связано с лицензированием факторинговой деятельности.
Успех распространения этой формы торгово-финансовой деятельности будет зависеть не только от общей экономической ситуации в стране, но и от интенсивности исследовательского поиска в области методологии банковского дела, от того, насколько активно будут происходить популяризация и усвоение необходимых знаний.
Ключевым преимуществом факторинга является то, что он доступен широкому кругу малых и средних компаний.
Наиболее популярен факторинг у торговых компаний, которые используют его в основном из-за постоянно возникающего кассового разрыва и для привлечения новых клиентов-покупателей. Также к факторингу испытывают интерес предприятия с очень жесткой дисциплиной расчетов со своими поставщиками (как правило, иностранными или крупными российскими компаниями). Для них факторинг позволяет выстроить абсолютно четкую и прогнозируемую систему платежей.
Идеальная среда для использования факторинга — торговля потребительскими товарами, причем воспользоваться этими услугами могут как непосредственные производители, так и оптовые компании. Среди промышленных компаний более трети потребителей факторинга — это производители пищевой продукции, чуть менее половины из них — производители алкогольной продукции. Одна из причин того, что факторинг особенно востребован в пищевой отрасли, заключается в том, что там наиболее сильны позиции зарубежного бизнеса — как производителей, так и торговых компаний. Эти компании оценивают стоимость отсрочки платежа на российском рынке довольно высоко, поскольку вообще считают российский рынок высоко рискованным.
Из-за отсутствия совокупной статистики о деятельности компаний и информационной закрытости эксперты затрудняются говорить о раскладе сил на рынке факторинга. Несмотря на закрытость и малую долю Сибирского федерального округа в общем количестве факторинговых сделок России (около 3% в 2005 году), в регионе наблюдалась тенденция стремительного увеличения объемов факторинговых операций.
Таким образом, можно выделить основные факторы роста рынка факторинга:
· Благоприятная экономическая ситуация
· Ненасыщенный спрос, прежде всего в регионах
· Ненасыщенный спрос на нефинансовые (сервисные) составляющие факторинга
· Неудовлетворенный спрос на международный факторинг
Сдерживающими факторами стали непонимание большинством потенциальных клиентов сути факторинга, инерционность мышления (тяжело перестраиваемый российский менталитет), противоречивое законодательство, противоречивая судебная практика, дефицит кадров.
Главными тенденциями развития рынка становятся расширение отраслей, ранее не обслуживавшиеся по факторинговым операциям, например, энергетика, лесная отрасль; рост рынка, но более медленными темпами, чем в прошлом году; развитие "полного" факторинга, что видно на примере роста безрегрессного факторинга; рост срока отсрочки платежа.
[1] -Ю.А. Кувшинова: Факторинг// Финансы и кредит.-№30, 2004г
[2] Эксперт РА - 2005г.- "№15
[3] -Эксперт РА - 2005г.- "№15